Газета,
которая объединяет

Служители культа

Рубрика: Колумнистика№ 117 (1545) от
Автор: Сергей Попов

Современная мировая экономика такова, что идея ценится дороже предмета или услуги. При том наравне с идеями успешно и дорого продается нечто еще более эфемерное, чем они, неосязаемое, но очень важное. Уже никого не удивляет, что люди стали платить за воспоминания или, скажем, радость. Вернее, за то, что помогает отыскать подобные вещи внутри себя.

Вот одна из актуальных тенденций: двадцатипяти­-тридцатилетних упорно «подсаживают» на ностальгию по девяностым годам. Людей постарше такими «фишками» не заманишь. Хотя бы потому, что они прекрасно помнят все сюрпризы, неожиданно возникавшие в те самые девяностые. Эмоций тут, конечно, хватает, но они – отнюдь не ностальгические. А вот у тех, чье детство пришлось на сие непростое время, пробуют вызвать светлую грусть по не так давно минувшим дням. Не забавы ради. Небезвозмездно.

Интернет-­магазины наперебой предлагают «культовую газировку поколения девяностых – Dr.Pepper». О том, что это, по сути, кола с вишневым ароматизатором, почти нигде не упоминается. Все больше втирается: «баночка легендарного напитка сделает тебя героем любой вечеринки». А еще через слово говорится о «бешеной популярности во всем мире». Типичное мифотворчество, пусть даже и имеющее под собой некоторую основу.

Напиток этот, к слову, в ту пору действительно активно продавали в России. А на рубеже веков в нашей стране права на производство и дистрибьюцию Dr.Pepper приобрела Coca­-Сola. Сначала основательно взявшаяся за «докторскую» марку, но довольно быстро убравшая Dr.Pepper из своей ассортиментной линейки. Лет восемь купить его было невозможно. Пока не появились бизнес-­гении, моментально наладившие импорт из Бельгии и сделавшие из вишневой колы культ. Результат – отличные продажи по отличным ценам: за стандартную банку 0,33 литра коммерсанты просят от 50 до 110 руб. Сравните с ценниками на местную «сладкую питьевую химию».

Наш город принял эстафету с удовольствием и в массовом масштабе. Сначала в одной очень известной социальной сети появились объявления, предлагающие баночки с напитком в розницу по 80 руб. Потом его стала продавать воронежская сеть продуктовых супермаркетов. Цена на бельгийский вариант у них – в районе 50 руб. Вероятно, для большей «культовости» они привезли и баночки, импортированные из Великобритании. Уже по 105 руб.

Тем, кто газировку в девяностые не пил (и кому, соответственно, теперь не по чем ностальгировать), коммерсанты предложили вспомнить жевательные конфетки Chewits международного кондитерского концерна Leaf. В конце девяностых эту сласть неустанно пиарили по «зомбоящику», и многим въелся в память чудовищный зеленый монстр по имени Жевастик. Если верить рекламе – самый-­самый главный любитель Chewits.

В Интернете жевательную невидаль предлагают приобретать по 50 руб. за упаковку и только блоками по 24 упаковки. Разумеется, с пометками типа «только у нас и только для вас», «действительно большая редкость» и «мечта тех, кто был школьником пятнадцать лет назад». Судя по периодически появляющимся надписям «нет на складе», пиар-­ход неплохо работает.

Пропавшими на несколько лет из российской розницы Chewits и Mynthon Россию теперь снабжает воронежское ООО «Дисконт». В ларьках у нас эти «раритеты» стоят по 20­-30 руб. Разумеется, без всяких условий и предзаказов. Импорт из Словакии, разумеется, на фиг сейчас был бы никому не нужен, если бы не агрессивная информационная кампания, развернутая в отношении этих продуктов много лет назад. В общем, сами понимаете: продаются не сладости. Продается культ.

Идиотизма вроде предложений по бешеным ценам тетрисов и аудиокассет в Воронеже пока нет. В отличие от иногородних «ретро­-бутиков». Но если в недалеком будущем что­то подобное возникнет и у нас – не удивлюсь. Оправдать желание сверхзаработка можно любым слоганом и эпитетом. И про «раритетность», и про «культовость», и про «аутентичность» можно наплести столько, что и ваучеры продашь. А уж если целевая аудитория – падкая на всевозможные безделушки и труднодоступности молодежь, то и вовсе дело в шляпе.

Как видим, от столиц (и заодно от всего прогрессивного человечества) в отношении продвинутых бизнес-­моделей мы не отстаем. Это раньше работала схема «удовлетворите потребности – получите деньги». Сейчас механизм модифицировался: «создайте потребность – удовлетворите ее – получите большие деньги». И не надо никаких монополий и махинаций. Всего-­то требуются: ловкость рук, острота языка и налаженные контакты с заграничными поставщиками. Может, так и прочие передовые модели экономики (более трудоемкие и затратные) будут охотнее осваиваться в нашем городе?