Газета,
которая объединяет

Дело – не пропало

Соседняя область возрождает романовскую игрушку
Рубрика: от
Автор:

К сожалению, явление, о котором пойдет речь, с именем Воронежа свяжут разве что квалифицированные специалисты. Которые знают, что корни романовской игрушки, героини этого материала, следует искать на нашей почве. Потому как село Троицкое Липецкой области, где зимой этого года открыли «Областной центр романовской игрушки», расположено на некогда воронежской территории.

Зафиксирован в истории и тот факт, что образцы «первородной» романовской игрушки изначально хранились в воронежском краеведческом музее. Но во время войны, когда фонды эвакуировали (по крайней мере, пытались это сделать), рукотворные ценности потерялись. А теперь «нашлись» – благодаря нашим бережным соседям, липецким умельцам.

Царское дело

Человеку, не видевшему центр романовской игрушки своими глазами, сложно объяснить в нескольких словах, что есть его колорит и, в особенности, атмосфера. Она – далеко не тот «русский дух», который нещадно эксплуатируют малограмотные горластые псевдопатриоты. Это – настоящее, сама жизнь, в силу чего сотрудников центра называть «сотрудниками» не очень язык поворачивается. Они за пять минут общения становятся почти родственниками, не преувеличиваю. Презентуя романовскую игрушку, рассказывают понятное о понятном – живо, сочно, заразительно. И предлагают гостям собственноручно сделать нечто самобытное из глины или ткани. Под их чутким руководством, разумеется. Поделку увозишь домой – и вот тебе в городской квартире кусочек «старины глубокой». Во плоти, пусть и глиняной.

Романовской игрушка называется по селу, в котором появилась на свет: Романово. (Много позже оно эволюционировало в Троицкое; от Липецка – буквально в минутах езды). В XVI веке бояре Романовы «оборудовали» на этой земле крестьянское поселение, куда привезли людей из разоренных вотчин Скопинского уезда. Позднее близкий родственник царя Михаила Федоровича, Иван Никитович Романов построил в селе острог – и оно стало городом. А в советские времена превратилось в Ленино – символично, мне кажется. Вождь мирового пролетариата и тут победил, мягко говоря, царскую фамилию...

Гончары в Романове просто не могли не появиться: местность изобиловала залежами разноцветных глин, пригодных для изготовления посуды – белой, черной, красной, желтой. Крынки, горшки, миски, ложки; теперь такого добра не увидеть. А прежде романовская посуда имела весьма широкое распространение – металлическая-то крестьянам была не по карману. Только богачи могли себе позволить этакое роскошество.

Пестрая берегиня

Первые романовские игрушки датируются концом Х1Х века – они, как водится, были побочным продуктом «серьезного» гончарного производства. Вроде как забава, душевная и функциональная одновременно (чем бы дитя ни тешилось). Для изготовления свистулек использовали черную глину: она считалась самой послушной для человеческих рук.

Романовская игрушка отличалась (и отличаться продолжает) простотой и наив­ностью: округлые, мягкие формы с незамысловатыми засечками-бороздками, роспись в два-три цвета. С сюжетами – иная картина: их насчитывается более сорока. От примитивного жаворонка до многофигурных композиций. При всем том два одинаковых образца вы не найдете: каждая игрушка – самостоятельна, то есть уникальна. Будешь копировать оригинал – оригинал же и получишь; особенности ручной работы, однако…

Птицы (особенно популярны почему-то индюки), животные, люди. Романовская женщина – романушка – считается берегиней, хранительницей домашнего очага. Изображают ее в свадебном убранстве. Головной убор – символ звездного неба, блестящие ряды бус на груди – дождевые капли, рубаха, юбка и передник – земля и растительность на ней. Традиционно романушка – пестрая, образ ее – яркий. По современным меркам – даже аляповатый. Во всяком случае, липчане посейчас могут пренебрежительно бросить вслед безвкусно одетой женщине – «как романушка».

О вкусах, понятно, не спорят: так или иначе, а сделать такую «безвкусицу» – серьезные навыки нужны и максимум усердия. Поэтому гостям центра предлагают смастерить чего попроще – миленькую «вепсскую» куколку. Она получается у всех: с десяток цветастых лоскутков, минут двадцать мастер-класса от умелицы Людмилы Тюминой – и даже неофит сможет насладиться созерцанием чудного тряпичного создания, состряпанного на скорую руку.

Учитель и ученики

Вообще интерактивы, диктующие посетителям определенные правила игры – едва ли не основной (наряду с детскими кружками) вид деятельности центра. И, пожалуй, с точки зрения экскурсанта – самый интересный. Оно, конечно, антураж сам по себе впечатляет, если не сказать – с ног сбивает: чего стоят одни только лоскутные одеяла, развешанные по комнатам и коридорам! Огромные! Красивейшие! Уютнейшие! Сшитые и простеганные без участия машинки…

Лоскутное, кстати, одеяло – культовый предмет на Руси. Его дарили на свадьбу (мастера рассказали, что в последнее время и эта традиция в Липецкой области активно возрождается), крестины и – если повезет – на дни рождения. Одеяло «росло» вместе с человеком: новорожденному шили маленькое, а чем старше становился ребенок, тем большего «размера» требовал.

Как известно, в народном творчестве – все со смыслом, недаром и неслучайно. Как будто фильтр какой мощнейший «отсортировал» однодневки от вечного! В этом лишний раз убедил мастер-класс по лепке глиняного жаворонка, который провел народный мастер России Виктор Маркин. Показав, перво-наперво, как из комочка глины сделать заготовку (так называемый «пельмень»), поэтапно превратил ее в упитанную птичку на толстеньких ножках. И про каждый изгиб в процессе работы рассказал, про каждую дырочку и засечку – зачем и почему они нужны.

Собственно, именно благодаря интересу этого человека к ремеслу предков и появился центр. Его предтечей был школьный кружок, в котором Виктор Васильевич объединил в свое время сельских школьников. И из которого вышли сегодняшние асы центра – ученики Маркина.

«Ванька» от Бога

А началось все с того, что мальчиком Витя Маркин находил на собственном подворье обломки причудливых глиняных фигурок. Расспросил местных бабушек-дедушек и выяснил: эти «штучки»попадали на приусадебные участки вместе с золой из печей – ее высыпали на огороды, как удобрение. «Производили» ту золу горны, в которых обжигали гончарные изделия.

– Я стал интересоваться историей этих фигурок, пробовал сам что-то лепить, но получалось плохо, – вспоминает Виктор Васильевич. – Отец говорит: «Что ты голову ломаешь! Вон Ванька-горшечник игрушки делает – сходи к нему»…

«Ванька» оказался потомственным гончаром Иваном Федоровичем Гункиным, мастером от Бога – он и передал секреты ремесла Виктору Маркину. Который не только старательно перенял науку от учителя, но и обогатил романовскую игрушку собственными сюжетами.

Не менее интересной, чем мастер-классы, оказалась экскурсия по сменной экспозиции центра – это, по сути, две персональные выставки. Автор одной из них – все та же Людмила Тюмина – рассказала: создавая куклы и композиции, ничего, в принципе, не выдумывала. Воспроизвела, к примеру, в лицах свадьбу сотрудницы – по реальным событиям, с реальными же персонажами. И вот – стоят рядком, каждый одет сообразно своей роли. Выразительные фигурки, с характерами – при том что безликие; лица мастерица «не прорисовывала» (не вышивала) потому, что «и так все узнаваемые». А и правда: даже не зная этих людей, легко понять, кто кому кем приходится, о чем думает…

Традиции, обычаи, обряды, житейские ситуации, будни и праздники, мягкий юмор и народная смекалка – чего только нет в романовской игрушке! Молодцы липчане (по статусу центр – областное бюджетное учреждение культуры) – великое дело из небытия подняли. На зависть – белую – воронежцам…