Газета,
которая объединяет

Индикаторы роста

Стратегический план социально-экономического развития Воронежа до 2020 года скорректируют по нескольким показателям
Рубрика: от
Автор:

Этот документ в соответствии с поручением главы города Сергея Колиуха разработали и утвердили в 2010-м. Принципиально важно, что стратегия развития была создана не для «галочки» и не из соображений текущей конъюнктуры. Она изначально стала рабочим планом действий как для администрации в целом, так и ее структурных подразделений.

Реализация заложенных в ней целей, а также – показателей развития Воронежа явилась основой при формировании большинства городских проектов и программ. Один из ярких примеров – празднование юбилея областного центра. Подготовка к нему стала масштабным проектом комплексного развития города, который был осуществлен совместно с правительством области, предприятиями и жителями города.

Жизнь внесла коррективы

Главная проблема любых планов в том, что при работе над ними невозможно учесть все те изменения, которые могут произойти в перспективе. И речь не только о каких-то глобальных мировых потрясениях в виде, скажем, экономического кризиса. Был и ряд других причин.

Например, в мае президент подписал перечень указов, которые определили приоритеты развития страны на долгосрочную перс­пективу. После завершения работы над стратегическим планом Воронежа прошла перепись населения, и ее итоги тоже потребовали пересмотра некоторых наших показателей. Также на региональном уровне была утверждена актуализированная Стратегия Воронежской области. Все это и потребовало переосмысления Стратегического плана в контексте сегодняшних реалий.

О том, что необходимо актуализировать в этом документе, шла речь на общественных слушаниях, которые прошли в администрации города. В них участвовали представители мэрии, правительства области, депутатского корпуса, объединения предпринимателей, областной и городской Общественных палат, ученые-экономисты.

Как подчеркнул один из основных разработчиков Стратегии, председатель комиссии Общественной палаты области по экономическому развитию и инновационной политике, профессор ВГУ Владимир Эйтингон, «стратегическое планирование – не одноразовый акт».

– Меняется характер экономики, способы ее финансирования, – сказал Владимир Наумович. – Скажем, за последние годы наметилась тенденция постепенного перехода к программному методу развития страны и регионов. И это тоже должно найти отражение в документе.

Экономику «подрезал» кризис

Оценка реализации Стратегического плана осуществляется по 23 целевым индикаторам. Ближайшая «контрольная точка» – 2015 год.

По итогам исполнения Плана уже достигнуты значения 7 целевых индикаторов. В первую очередь это показатели, характеризующие демографические процессы на территории города, а также – экологической безопасности Воронежа.

Значения еще восьми целевых индикаторов, судя по динамике, будут достигнуты к 2015 году. Прежде всего, тех, которые связаны с оборотом промышленных предприятий, финансовым результатом деятельности организаций города, уровнем безработицы, развитию сферы малого бизнеса. А показатель обеспеченности детей местами в дошкольных образовательных учреждениях (планировалось получить 65 мест в расчете на 100 детей к 2015 году) – будет явно превышен за счет принятия срочных мер по ликвидации очередности.

– А вот достижение запланированных значений по еще восьми целевым индикаторам Стратегии вызывает определенное беспокойство, – отметил руководитель управления стратегического планирования и проектов развития администрации города Андрей Жаглин.

Так на каких же показателях нам важнее всего сегодня сконцентрироваться? Во-первых, на снижении доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. Во-вторых, на увеличении общей площади жилищного фонда и его доли, рассчитанной на одного человека. Ведь в обоих случаях на ситуацию повлиял непосредственно кризис: доходы людей упали, а строительная отрасль до сих пор работает с серьезным отставанием от своих прежних темпов.

Есть вопросы и по объемам привлекаемых инвестиций, по обеспеченности транспортом, по удельному весу организаций, осуществляющих инновационную деятельность, по доходам городского бюджета – как в целом, так и в расчете на одного человека.

Андрей Жаглин отметил, что отклонение от контрольных показателей будет временным: если к 2015-му город не сможет подтянуться до уровня каких-то из них, то к 2020-му – наверстает это за счет более масштабных темпов развития.

С перевыполнением планов

Что же конкретно необходимо актуализировать в Стратегии? Жаглин отметил, что проведенный тщательный ее анализ показал: «Документ абсолютно не потерял актуальности».

– Основная цель, подцели и векторы развития не нуждаются в корректировке, – сказал Андрей Васильевич. – Однако требует определенной «настройки» система целевых индикаторов, на основании которых осуществляется оценка эффективности реализации плана. Часть из них нуждается в корректировке значений.

Приводя наиболее яркие примеры таких индикаторов, Жаглин остановился на демографии, общей площади жилищного фонда, уровне преступности и инновациях. Имеющийся план предусматривал рост населения Воронежа до 930 тыс. человек к 2020 году. Однако после переписи стало ясно: данный рубеж давно пройден, и областной центр ждет миллионного жителя.

Если в 2008 году на 100 тыс. жителей города регистрировалось 1862 преступления, то составители плана намечали снизить эту цифру до 1500 единиц в 2015 году и 1200 единиц в 2020 году. Однако уже в 2011-м их оказалось немногим более 1100 на 100 тыс. человек.

Иначе складывается ситуация с удельным весом организаций, осуществляющих инновационную деятельность. Имеется значительный разрыв между желаемым состоянием и фактическим положением дел. Если Воронеж стремится к статусу инновационного центра, организациям и предприятиям города необходимо повысить инновационную активность.

Чем грозит ВТО

Андрей Жаглин также внес предложение исключить из Стратегического плана семь индикаторов, дополнив его десятью новыми. Речь идет о тех показателях, которые имеют сложности с определением их достоверных значений из-за отсутствия статистической информации, а также о показателях, которые невозможно сравнивать из-за изменившейся методики их расчета. Их заменят – на легко высчитываемые и понятные. Например, вместо абстрактного «обеспечение пассажирским транспортом» появится абсолютно конкретный: «обеспеченность подвижным составом пассажирского транспорта в 100-местном исчислении на 1000 жителей».

В свою очередь Владимир Эйтингон напомнил: президент РФ поставил перед страной задачу – модернизировать к 2020 году 25 млн. рабочих мест, из которых 200 тыс. – в нашей области. А подобный процесс неизбежно связан с массовым высвобождением трудящихся из-за повышения уровня автоматизации производства. Значит, нужно корректировать Стратегию, исходя из необходимости создания дополнительных рабочих мест в городе.

По словам Эйтингона, серьезных корректив Стратегии потребуют и последствия вступления России в ВТО. Свободный рынок может нанести существенный урон промышленности города. И план развития должен предусматривать как сам этот факт, так и меры, которые помогут минимизировать его последствия.

Еще одно актуальное направление развития экономики, недостаточно полно отраженное в Стратегии, это частно-государственное партнерство. Владимир Наумович предложил подумать над возможностью включения в план целевых показателей по данному направлению.

Кроме того, Эйтингон напомнил, что на федеральном уровне министры несут личную ответственность за выполнение намеченных планов государственного развития.

– Необходимо внедрить аналогичный механизм и на уровне управлений администрации Воронежа, – сказал Владимир Наумович.

Уйти от излишней «благости»

А председатель Общественной палаты города Игорь Суровцев выразил сомнение относительно «чрезмерной благости» ряда показателей, в том числе – связанных с преступностью и демографией.

– Мы говорим о существенном снижении числа преступлений, а воронежская полиция докладывает о том, что оно растет!.. Среднее число детей в воронежских семьях – 1,3. А для простого воспроизводства населения необходимо хотя бы 2, – напомнил Игорь Степанович. – За счет чего мы намечаем 50-тысячный рост населения в подобной ситуации?

По его мнению, не соответствует реальности и планируемый показатель в 365 тыс. горожан, которые систематически будут заниматься спортом и физкультурой к 2020 году.

– Откуда они возьмутся, если к этому моменту до 70% населения будут составлять пенсионеры? – усомнился Суровцев. В качестве альтернативы этой цифре он предложил ввести показатель обеспеченности квадратными метрами спортивных объектов и сооружений на 1 тыс. человек.

Кроме того, по мнению председателя Общественной палаты города, Стратегический план необходимо расширить, обозначив в нем ряд показателей, связанных со сферой ЖКХ, которая является одной из болевых точек экономики Воронежа.

После доработки документ будет представлен мэру Воронежа Сергею Колиуху и депутатам городской Думы.

В ТЕМУ

Оценка «отлично»

Деятельность по созданию в Воронеже системы стратегического планирования получила высокую оценку Государственной Думы и Министерства регионального развития России. В 2011 году Воронеж признан одним из победителей Общероссийского конкурса региональных стратегий и программ социально-экономического развития, а в 2012 году – победителем рейтингового интернет-голосования этого конкурса.