Газета,
которая объединяет

Его современник

Воронежцы увидят образцы русской художественной классики
Рубрика: от
Автор:

Дирекция Платоновского фестиваля сообщает: центральным событием «изобразительной» программы грядущего форума станет выставка произведений патриарха русской живописи, современника Андрея Платонова Павла Кузнецова (1878-1968).

Художник известен как классик отечественного искусства, обладающий блестящим живописным даром и неиссякаемой энергией души. Чувство восторга перед жизнью не покидало этого человека до глубокой старости. Искусство было для него формой существования.

Работы уроженца Саратова Павла Кузнецова хранят Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, региональные музейные и частные собрания. Воронеж получит «доступ» к 60-ти живописным произведениям мастера, которые предоставит фестивалю Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева. В столь мощном объеме творения Павла Кузнецова будут экспонироваться впервые.

К изобразительному ремеслу Кузнецов приобщился еще в детстве, в мастерской отца-иконописца. Когда художественные наклонности мальчика определились, он поступил в студию живописи и рисования при Саратовском обществе любителей изящных искусств. Важным событием стала встреча с Виктором Борисовым-Мусатовым. Позже юноша учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества; в ту пору он находился под обаянием живописного артистизма Константина Коровина. Не менее глубоким было дисциплинирующее воздействие Валентина Серова.

В 1902 году Кузнецов с товарищами, Кузьмой Петровым-Водкиным и Петром Уткиным, предпринял опыт росписи саратовской церкви Казанской Божией Матери. Молодые авторы не стесняли себя соблюдением канонов, дав волю фантазии. Рискованный эксперимент вызвал бурю общественного негодования, но для художников этот опыт стал важным шагом в поисках новой живописной выразительности.

Кузнецову еще не было тридцати, когда его работы вошли в знаменитую экспозицию русского искусства, устроенную Сергеем Дягилевым в Париже (1906). Явный успех повлек за собой избрание художника членом Осеннего Салона.

В начале десятых годов Кузнецов выступил с картинами «Киргизской сюиты», знаменующей расцвет его таланта. В годы революции работал с огромным энтузиазмом: принимал участие в оформлении революционных празднеств, издании журнала «Путь освобождения», вел педагогическую работу. Позже стал профессором Строгановского училища, работал в комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете. В 1923 году выставка Павла Кузнецова и его жены Елены Бебутовой с успехом прошла в Париже.

В 1940-50-е годы после обвинений в «эстетизме и формализме» работы Кузнецова перестали выставлять. Несмотря на это, он продолжал много работать. В последние годы излюбленными жанрами стали пейзаж и натюрморт: художник возвращался к пленэрной живописи, с которой начинал творческий путь. Заслуженное признание вернулось к Павлу Кузнецову в последнее десятилетие жизни.