Газета,
которая объединяет

Учиться слышать во весь «Голос»

Рубрика: от
Автор:

Занятость такая, что некогда увидеться с друзьями. Которую неделю договариваемся пересечься с подругой – никак не найдем пару свободных часов. Может, в очередной раз мечтаем по телефону, в эту пятницу удастся, во второй половине дня? И тут же берем свои мечты назад: вечером пятницы – «Голос»! Обе смотрим не без фанатизма…

Вспомнилась давняя (по-­моему, едва ли не первая) журналистская поездка на фестиваль фольклора и ремесел в Воробьевку. Тогда туда в качестве мэтра приезжал знаменитый московский фольклорист, фамилия которого растряслась на ухабах памяти, давно уж не девичьей. А вот слова этого человека и их интонацию слышу до сих пор – про то, что в песне исполнителям нетрудно влюбиться друг в друга. И слушателям тоже.

Потому что творчество, особенно народное (то есть – максимально искреннее, естественное для русской натуры), способно «вынуть» из человека те его качества и даже сущности, которые никогда не проявятся, скажем, в быту или на службе. И даже в дружеском общении: фраза про то, что в песне душа разворачивается – никакая не гипербола.

Так вот, «Голос». Многонедельный проект Первого канала, вступающий в заключительную фазу. Талантливо, зрелищно, с интригой – это все хорошо, но не главное. А главное – что? Честные правила игры, по которым у многих из нас – щемящая ностальгия! Только они способны обнажить то природное естество человека, за которое его и стоит любить.

Знаю, что скептиков относительно «Голоса» хватает: многие (даже большинство) считают, что в любом конкурсе все изначально поделено. Принцип освоения лакомой территории детьми лейтенанта Шмидта – и впрямь повсеместно внедренная норма жизни. Современной, а не времен Ильфа и Петрова. Все мало­-мальски перспективные сферы влияния – подконтрольны и подотчетны какому-­нибудь оборотистому «куратору», застрахованы от случайного воздействия «левого» лица. Особенно – без вопросов талантливого. Кому нужен гений, способный ниспровергнуть «узаконенного» авторитета (не криминал, конечно, имею в виду)? Уж авторитету он точно ни к чему: править бал в одиночку куда как вольготнее…

Ярчайшая иллюстрация – медийные телеперсонажи. Так называемые звезды и любимцы малограмотной публики. Теперь, когда благодаря «Голосу» в очередной раз подтвердилась известная быль про богатство русской земли талантами, уяснил даже олух царя небесного: оте­чественный шоу­-бизнес «достоин» того, чтобы на нем не осталось камня на камне. Найдется пяток, ну, десяток (не будем забывать о доброте душевной!) исполнителей из разряда раскрученных, которые, наверное, действительно достойны всенародного признания. Остальное…

Именно средний род тут уместен: что такое все эти безголосые попсовики на фоне даже тех участников вокального проекта, которые отсеялись еще на первом этапе? И чему ж удивляться? Конкурсанты прошли жесточайшее сито отбора – из тысяч претендентов выбрано чуть более полусотни. И уже этот успех – гарантия того, что к певческому состязанию допущен человек одаренный. Который не внешностью взял, как водится, и не хитромудрыми манерами (на старте проекта, напомню, наставники набирали свои команды вслепую – только слушали претендентов, не видя их воочию)…

Нет ничего трогательнее чистой, неподдельной, неотрепетированной эмоции. Вот почему сейчас меня интересует не столько профессиональная сторона дела, а этическая. «Голос» доказал, что мы – Россия – не потеряны для цивилизованной жизни. Что ничто человеческое – в высоком смысле слова – нам по-­прежнему не чуждо. Потому что когда люди, отстраненные наставниками от дальнейшего прохождения вокального марафона, уходят со сцены не с обидой или дурнопахнущим жестом (вспомните дебильные шоу, где это считалось хорошим тоном), а слезами и буквально потоками слов благодарности – это говорит о многом.

Мы, получается, учимся ценить содержание, а не форму. Перестаем быть сороками, пытающимися урвать все, что блестит. И когда вальяжный Александр Градский, вынужденный, согласно условиям конкурса, выбирать одного из двух финалистов, делает это с увлажнившимися глазами и дрожащими губами… Прилюдно просит извинения у коллег, на которых «наехал» на предыдущей программе, виновато объясняясь: «Нервы»… А никогда прежде не интересовавший меня Дима Билан вдруг находит такие точные ключи к тому, что происходит на сцене… Нет, мы не перестали быть настоящими. Людьми из плоти и крови, а не автоматами для пересчета денег. И ради закрепления этого долгожданного ощущения я сегодня вечером с удовольствием включу телик. Чего и вам желаю.