Газета,
которая объединяет

Воронежский фронт

70 лет назад 60-я армия под командованием генерала Черняховского освободила наш город
Рубрика: от
Автор:

В истории сражения, которое 212 дней и ночей шло в нашем городе, мало осталось белых пятен. И все же, чем дальше уходит в прошлое война, тем больше появляется вокруг происходивших тогда событий вымыслов и даже сознательной фальсификации фактов. Частично это связано с тем, что многие документы тех лет долгое время оставались закрытыми в архивах Министерства обороны и ФСБ РФ, а также – других государств. Но чаще всего речь идет о сознательном стремлении определенных кругов «обелить» облик агрессоров, воевавших на воронежской земле, принизить подвиг, совершенный советскими солдатами и добровольцами в боях за наш город.

В канун 70-летия освобождения Воронежа «Берег» постарался найти ответы на самые острые вопросы, связанные с событиями тех лет. Для этого наш корреспондент встретился с ученым, чьи работы давно признаны не только в нашем городе и России, но и Европе. Сергей Филоненко, проректор по международным связям Воронежского агроуниверситета – автор 10 книг по истории Великой Отечественной и Второй мировой войн. Две – посвященные разгрому 8-й итальянской армии на воронежской земле – выпущены на Апеннинском полуострове, еще одна, приуроченная к 70-летию гибели под Воронежем 2-й венгерской армии, – французским издательством Хартматтан в Будапеште.

Мифы и факты

Начиная с 2003 года Сергей Иванович был организатором с российской стороны и участником пяти международных научных конференций, посвященных сражениям на воронежской земле – в нашем городе, Москве, Тренто и даже Риме. В них приняли участие военные историки из 12 стран, включая представителей институтов военной истории и руководителей исторических служб генштабов, Военно-исторического научно-исследовательского института бундесвера. В настоящее время Филоненко – один из соавторов 5-томника «Великая Отечественная война», который издается в Москве на базе материалов Центрального архива ФСБ России.

А 6 мая 2008 года Сергей Филоненко был в составе воронежской делегации в Екатерининском зале Кремля, когда президент Владимир Путин вручил мэру Сергею Колиуху грамоту о присвоении Воронежу почетного звания «Город воинской славы». Ведь именно Сергей Иванович – автор исторической справки «О вкладе Воронежа в Победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне», которая была представлена Всероссийскому оргкомитету «Победа» в 2007 году в качестве обоснования для присвоения городу столь высокого и заслуженного звания. В общем, он – один из тех историков, кто владеет наиболее полной информацией о том, что происходило в Воронеже и области семь десятилетий назад.

– Для начала уточните: в нашем городе воевали только немцы или были представители других государств?

– Непосредственно в Воронеже – только немцы. Хотя в их частях были и добровольцы-поляки, мобилизованные в вермахт после падения Польши в начале Второй мировой войны. Кроме того, в расположение 2-й немецкой армии под Воронеж в качестве наблюдателей приезжали военные специалисты из Португалии.

А вот южнее Воронежа воевали две мощные армии сателлитов – 203 тыс. человек в составе 2-й венгерской и 225 тыс. в 8-й итальянской. Плюс к этому на линии Дона были части хорватов, словаков, румын, финские лыжные батальоны, бельгийские добровольцы-фашисты. Летом 1942 г. каждый четвертый солдат, противостоявший Красной Армии на советско-германском фронте, не был немцем. Кстати, многие помнят о том, что под Сталинградом в русский плен впервые в ходе войны попали вражеские генералы. Так вот, в то же самое время в ходе Острогожско-Россошанской операции под Воронежем были взяты в плен три итальянских и два венгерских генерала.

– Сейчас можно прочитать в Интернете, что немцы не разрушали Воронеж. Что бомбили исключительно заводы, а не жилые дома. Мол, с лица земли город стерли русские «катюши», обстреливавшие позиции немцев с левого берега.

– На днях в издательстве имени Болховитинова вышла в свет моя новая книга «Сражения на воронежской земле глазами русских и оккупантов 1942-1943». В ней на 512 страницах приводятся 105 документов, связанных с теми боями. Среди них – телеграммы по линии НКВД на имя Берии и Сталина: когда, сколько бомб упало на Воронеж, Лиски, Россошь, что повреждено, какое количество людей погибло и ранено. Уникальные свидетельства, с которыми невозможно спорить. Там есть точные даты, число бомбивших самолетов, их тип, мощность бомб, количество неразорвавшихся боеприпасов. Из докладов видно: в некоторые дни немцы совершали на Воронеж свыше 1 тыс. самолето-вылетов. В частности, в докладной записке начальник УНКВД по Воронежской области сообщал Берии: «Город Воронеж подвергался бомбежке… особенно ожесточенно город бомбили 4 и 5 июля (последний день на город сделано свыше 1200 самолето-налетов)».

– Приходилось слышать и обвинения в том, что части НКВД накануне начала боев в черте Воронежа насильно вывели из города 200 тыс. жителей.

– Фальсификаторы истории противоречат сами себе. Что касается Сталинграда, то там нашу армию они обвиняют как раз в обратном: мол, НКВД запретил населению покидать город во время приближения немецких войск. В итоге якобы наши солдаты чуть ли не прикрывались мирным населением.

В Воронеже же на самом деле из правобережной части города успели провести эвакуацию. И, действительно, около 200 тыс. человек – половина населения города – успели его покинуть до прихода оккупантов. Впрочем, тех, кто остались, из Воронежа выслали уже немцы. Они отправили людей в основном в Курскую область, запретив возвращаться в город. Тех, кто запрет нарушили, фашисты просто повесили, опасаясь партизанских вылазок.

– Фашисты утверждали, что, когда они ворвались в Воронеж, на перекрестках еще регулировали движение милиционеры?

– Это миф. Снятие милицейских постов в правобережной части города было проведено под руководством зам. начальника УНКВД по Воронежской области Прошакова с 2 до 5 часов утра 6 июля. В плановом режиме вывели на левый берег всех сотрудников партийного и советского аппарата, а также – аппарата НКВД.

Неравный бой

– Еще обвиняют городские власти, комитет обороны в том, что они якобы не смогли организовать оборону, набрать ополчение.

– Подобный взгляд на события появился из-за скоропалительных выводов одного из офицеров нашего Генштаба, побывавшего в Воронеже в июле 1942 г. Но его личная оценка происходившего не выдержала проверку временем и фактами. Сам он вскоре погиб.

С начала войны воронежцы, не призванные в армию, активно вступали в ряды ополчения и шли добровольцами в части, находившиеся в нашем городе на переформировании. Скажем, 303-я стрелковая дивизия была пополнена в Воронеже в августе 1941 г. и потом воевала с немцами на подступах к Москве. После восстановления, с июля 1942 г., она сражалась в Воронеже, в том числе – на Задонском шоссе.

Или 45-я стрелковая дивизия. В ноябре 1941 г. на ее доукомплектование было направлено около 8 тыс. рабочих заводов, служащих, студентов вузов. Все добровольцы. До июня 1942 г. они сражались на дальних подступах к городу. Попав в окружение, дивизия продолжила бои. Из более чем 10 тыс. в живых осталось лишь 456 человек. Все мы знаем о героях Воронежского добровольческого коммунистического полка.

Так что воронежцы самоотверженно защищали свой город. Но подавляющая часть тех, кто был способен держать в руках оружие, давно были на фронте.

– В Сети сейчас появляются «воспоминания» тех, кто остался на воронежской земле под оккупантами. Нередко образ захватчиков, в первую очередь сателлитов, рисуется, можно сказать, «героический».

– Уже во время войны пропагандистские машины Германии, Италии и Венгрии пытались убедить население оккупированных территорий, впрочем, как и всего мира, что солдаты и офицеры их армий – «освободители от ига большевизма». Но кратковременная политика заигрывания с гражданским населением быстро сменилась жестокими репрессиями под любым предлогом. Это и нарушение приказов и распоряжений, связь с партизанами, просоветская агитация и т.п. Из почти двух сотен актов о зверствах оккупационных войск, которые составлялись наступающими войсками Воронежского фронта в освобожденных населенных пунктах, около 60% фиксировали зверства немцев, 30% – венгров и всего несколько – итальянцев.

В какой-то мере отношение итальянцев к местному населению было более сносным, чем у немцев. Но обманываться нельзя – сателлиты тоже вели себя как оккупанты. Создавали концлагеря (в том числе – три итальянских на территории нашей области), куда отправляли коммунистов и политически неблагонадежных граждан, засылали в наш тыл диверсантов, а к местному населению относились как к «туземцам», употребляя этот термин даже в официальных документах, по аналогии с предыдущей военной кампанией итальянцев в Африке.

Задержали и оттянули

– Часто приходится слышать о вкладе Воронежа в победу под Сталинградом. В чем конкретно это выразилось?

– Потерпев в 1941 г. поражение в битве под Москвой, гитлеровцы разработали стратегический план ведения войны на лето 1942 г. Этот план был изложен в директиве Гитлера №41 от 5 апреля 1942 г. Фюрер писал: «Главная операция на Восточном фронте состоит в том, чтобы для овладения Кавказом разбить и уничтожить русские силы, расположенные в районе Воронежа и к югу от него». Гитлер в свое время придавал большое значение захвату Воронежа. Поэтому, когда немцы вошли в него, то 7 июля «Великогерманское радио» в спецсообщении объявило о взятии нашего города. Но это не соответствовало фактам: немцам удалось занять лишь правобережье города. По мнению современных немецких историков, чтобы избежать позора и упреков в обмане, немецкое командование сочло необходимым действительно взять Воронеж. А это уже происходило вопреки здравому смыслу. Ведь для наступления имелись только 3-я и 16-я моторизованные дивизии, то есть подвижные соединения, которые вместо боев за город Воронеж должны были наступать в южном направлении на Сталинград.

Более того, 6 июля 5-я танковая армия генерала Лизюкова нанесла контрудар по левому флангу немецкой группировки. В итоге в сражение за Воронеж была втянута большая часть 4-й танковой армии Гота – основная ударная сила группы «Вейхс». Это лишило немцев возможности развить быстрое наступление на юг вдоль Дона. В результате крупная операция по выходу 4-й танковой армии в тыл отходящих советских войск была осуществлена с опозданием. Немецкая группа армий «Юг» имела, но упустила возможность окружить и уничтожить крупную группировку войск Красной Армии, которая в основном успела уйти за Дон. Как следствие, командующий группой армий «Б» генерал-фельдмаршал фон Бок был отстранен от командования.

Но бои за Воронеж не только сорвали немецкие планы наступления на юг. 212 дней и ночей за наш город сражались крупные силы агрессоров. Командующий 40-й армией генерал Москаленко отмечал: «В течение июля, августа и сентября 1942 г. в районе Воронежа советские войска вели напряженные бои. Противник был вынужден полностью сохранять свою группировку в районе Воронежа и к северо-западу от него, лишился возможности перебрасывать войска отсюда под Сталинград и на Кавказ».

– Линия фронта разделяла Воронеж на две части. Правобережье было в основном захвачено фашистами, а левый берег контролировался советскими войсками. А в какой период шли ожесточенные бои в районе СХИ? На Чижовском плацдарме?

– 7 июля 1942 г. по решению Ставки был создан Воронежский фронт. С 14 июля его возглавил генерал Ватутин. 10-11 июля силами сводного полка НКВД и частей 40-й армии проводилась первая наступательная операция советских войск в Воронеже. В ее ходе удалось отбросить немцев от отроженских железнодорожных мостов, освободить территорию СХИ, Ботанического сада, Березовой рощи. 12 июля провели наступательную операцию силами 60-й армии, в результате которой у немцев отбили небольшой район в северной части города. 14 июля были освобождены село Подгорное и Рабочий городок на северной окраине Воронежа. Всего в ходе июльских боев противник потерял убитыми в районе Воронежа около 40 тыс. человек.

15 сентября части 40-й армии, перейдя в наступление, сломили упорное сопротивление противника и заняли Чижовский плацдарм. За три дня боев было уничтожено 100 огневых вражеских точек и до двух полков немецкой пехоты.

Почему не стал городом-героем

– Бытует мнение, что в советское время Воронежу не дали звание города-героя, потому что при наступлении немцев обком партии не успел вывезти свой архив, и он попал в руки врага.

– Это полная ерунда. Обком находился тогда на месте нынешней библиотеки им.Никитина. При необходимости добраться оттуда до Чернавского моста можно было за 5-7 минут. Поэтому все секретные документы были своевременно вывезены или уничтожены.

– Тогда почему нам достался только орден Великой Отечественной войны, а не звезда Героя?

– В 1975 г., к 30-летию Победы, руководством области была предпринята попытка добиться присвоения Воронежу звания города-героя. Она не увенчалась успехом по ряду причин. Первая из них в том, что такое важное политическое решение в тот период в СССР не могло быть принято без Леонида Брежнева. А его фронтовой путь никак с Воронежем не пересекался. Конечно, и без этого у нашего города был шанс получить заслуженную награду. Но решения такого уровня принимались фактически первыми лицами государства с подачи членов Политбюро ЦК КПСС, выдающихся военачальников, участвовавших в сражениях Великой Отечественной.

На воронежской земле фронтами и армиями командовали известные в стране Ватутин, Голиков, Черняховский, Рыбалко, Москаленко. Готовили и осуществляли разгром врага Жуков и Василевский. Но ни один из них не был способен инициировать перед Брежневым вопрос о присвоении Воронежу звания города-героя. Ватутин и Черняховский погибли еще в ходе войны, Рыбалко умер вскоре после ее окончания. Маршал Голиков, популярный у Хрущева, был не вхож к Брежневу. Жуков в начале 70-х находился в опале, а в 1974 г. умер. Оставался маршал Москаленко, командовавший 40-й армией, которая разгромила под Воронежем 2-ю венгерскую армию. Но в 1975 г. венгры были нашими «братьями по оружию» в рамках Варшавского Договора. И в этих условиях было рекомендовано ни в СССР, ни в Венгрии не вспоминать о разгроме 2-й армии на Дону.

Был еще маршал Василевский, готовивший советское наступление на Верхнем Дону. Но для него сражения на воронежской земле были лишь эпизодом богатой военной биографии. Кроме того, несмотря на звание и заслуги, он был очень скромным человеком, чтобы по своей инициативе будировать столь серьезный вопрос. А судя по воспоминаниям его близких, Василевского ходатайствовать перед Брежневым по поводу Воронежа никто не просил.

Без серьезных потерь

– 25 января – день освобождения города: говорят, что кровопролитных боев за Воронеж в этот день не было?

– Это верно. В свое время даже сняли корреспондента газеты, который писал, что за Воронеж в этот день шли ожесточенные бои. Когда началась Острогожско-Россошанская операция и наши войска разбили итальянцев, венгров и 24-й немецкий танковый корпус, то у 2-й германской армии оголился фланг протяженностью около 100 км. Если бы оккупанты не начали эвакуацию частей вермахта из правобережной части Воронежа, то оказались бы в котле, как в Сталинграде.

Генералу Черняховскому и был дан приказ – окружить немцев. Но у него имелся выбор: либо ринуться в Воронеже «в лоб» – на укрепления, которые враг строил полгода, либо окружить немцев в степи, когда они выйдут из города. Он реализовал второй вариант.

Утром 25 января 1943 г. наши войска очистили всю правобережную часть города, встретив только сопротивление немецких арьергардов, прикрывавших отход войск. Поэтому потери советских частей 25 января были ничтожными.

Но через несколько дней Черняховский догнал отступавшую 2-ю немецкую армию в степи и уничтожил ее основные силы. В итоге проведенной Воронежско-Касторненской операции советские войска продвинулись до 240 км. Они освободили большую часть Воронежской и Курской областей, в том числе – полностью Воронеж, Касторное, Старый Оскол, Тим, Обоянь и много других крупных населенных пунктов. Немецкое командование окончательно лишилось реки Дон как рубежа, который Гитлер требовал удерживать любой ценой. В то же время для советских войск были созданы благоприятные условия для развития наступления на Курск и Харьков.

– Какова цена Победы? Сколько человеческих жизней воронежцев было за нее отдано?

– Всего из нашей области ушли на фронт 563 тыс. человек, из Воронежа – 46 655. Свыше 330 тысяч из них – погибли.

Врагу был нанесен сокрушительный удар. Всего в ходе боев на Верхнем Дону и у стен Воронежа летом и осенью 1942 г. противник потерял убитыми не менее 100 тыс. солдат и офицеров.

В ТЕМУ

Немецкий генерал К.Типпельскирх:

«Чтобы обеспечить положение своих войск на юге, оказывали постоянное давление на позиции немцев в районе Воронежа и севернее. Летом и осенью 1942 года в этих районах шли тяжелые бои, которые потребовали большого напряжения сил немецких дивизий, не позволив осуществить переброску войск в интересах наступающих армий, а в район Воронежа даже заставили немецкое командование спешно перебросить из-под Сталинграда одну дивизию».

Английский историк Энтони Бивор. Книга «Сталинград»:

«…Гитлер принял компромиссное, но роковое, по сути, решение. Он отдал приказ Боку продолжать бои за Воронеж…Защитники города навязали немцам ожесточенные уличные бои, в которых вермахт потерял все свои преимущества. Именно с Воронежа Красная Армия начала уделять особое внимание обороне городов, а не удержанию произвольных линий обороны на карте».

Президент США Ф.Рузвельт. Февраль 1943-го. Поздравительная телеграмма, посвященная 25-й годовщине Красной Армии:

«Красная Армия не давала возможности самому могущественному врагу достичь победы. Она остановила его под Ленинградом, под Москвой, под Воронежем, на Кавказе и, наконец, в бессмертном Сталинградском сражении…»

Английский историк Дж.Фуллер:

«Началось сражение за Воронеж и, как мы увидим, для немцев оно было одним из самых роковых за время войны. Русские, сосредоточенные… к северу от Воронежа, прибыли вовремя, чтобы спасти положение, возможно, они спасли всю кампанию. Нет никаких сомнений, что дело обстояло именно так».