Газета,
которая объединяет

«Горячий» произвол

Уместен ли шантаж как средство решения проблем в «коммуналке»
Рубрика: от
Автор:

1 февраля в домах по ул.Кали­нинградской, 102 и 108 и ул.Электровозной, 4 и 8 исчезла горячая вода. Отопление осталось, а горячая водапропала. Мало ли, скажете, может быть аварий на сетях в течение зимы! Но в этом случае форс-мажоры были ни при чем.

Нельзя сказать, что событие стало для жителей неожиданностью: накануне теплоснабжающая организация ООО «Энерговид» расклеила на подъездах домов объявление, в котором предупредило их о предстоящем отключении в связи с финансовым спором с эксплуатирующей организацией – ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района».

Крик души

Суть спора кроется в разных подходах к расчетам за потребленный ресурс. Ресурсоснабжающая организация уверена: если на доме нет общедомового прибора учета горячей воды, то оплата должна проводиться по нормативам потребления. В СРО НП «Воронежская коммунальная палата», частью которого является УК Железнодорожного района, руководствуются постановлением правительства РФ №124, в котором говорится о необходимости использовать для подобных расчетов показания индивидуальных приборов учета. Споры подобного толка возникают между поставщиками и эксплуатирующими организациями регулярно, и решаются они, как правило, в судебном порядке. Однако ООО «Энерговид» попыталось сделать это иным способом.

– Я понимаю, что действия мои незаконны, но это – крик души, – пояснил на специально созванной пресс-конференции директор компании Леонид Бовыкин. – Общая наша задолженность составляет более 10 млн руб., в то время как валового продукта я произвожу на 33 млн! Каждый год я теряю по 5 млн в виде выпадающих доходов! Что мне было еще делать?!

С экономической точки зрения паника руководителя понятна. Только возникает вопрос: а какое к этому всему отношение имеют 1320 человек, оставшихся без горячей воды? За которую, заметим, они, как правило, платят исправно. Да и в плане экономики есть ряд существенных вопросов.

Так, Бовыкин обвинил руководство ВКП в том, что управляющая компания игнорирует предложения «Энерговида» об установке общедомовых приборов учета, при использовании которых, убеждает Леонид Дмитриевич, сумма платежей возрастает, как правило, в полтора раза. Четыре счетчика ресурсоснабжающая организация установила за собственный счет, но управляющая компания деньги ей так и не вернула. В то же время, именно УК должна быть заинтересована в установке таких приборов, а поставщики, по словам Бовыкина, даже не имеют права проводить учет по индивидуальным счетчикам: их зона ответственности заканчивается стеной дома.

Впрочем, заместитель руководителя управления ЖКХ администрации городского округа
г. Воронеж Игорь Черенков уверен: директор ООО «Энерговид» несколько лукавит.

– Согласно Федеральному закону №261-ФЗ, ответственность за установку общедомовых приборов учета тепла ложится на собственников жилья, – говорит Игорь Васильевич. – Законом четко определено, что если собственники сами не установили их до 1 июля 2012 г., то проводиться эти работы должны за счет поставщиков ресурсов, а затраченные на них суммы впоследствии выставляться для возмещения собственникам. Поэтому управляющая компания и не должна заниматься этой проблемой.

Когда цифры «не пляшут»

К ОАО «УК Железнодорожного района», безусловно, был и ряд справедливых претензий. Например, по нежеланию проводить анализ потребления горячей воды (многие жители намеренно занижают показания приборов, что впоследствии не перепроверяется и приводит к убыткам для поставщика) и сотрудничать по этому вопросу с «Энерговидом». Но это – частные организационные вопросы, решаются которые обычно на профильных совещаниях в районной управе или администрации города.

Леонид Бовыкин уверяет: за последние годы он направил едва ли не тонну писем и губернатору, и облпрокурору, и мэру, и ответственным лицам не столь высокого уровня. Но никто заниматься проблемой не хочет, ни на какие совещания, способные помочь решить проблему, его не приглашают. Оказалось – опять лукавит. По словам Игоря Черенкова, приглашали, и не раз. Более того – видя, что компании тяжело, несколько раз предлагали отказаться от эксплуатации котельной, находящейся у нее в аренде, для поиска нового инвестора, который сможет обеспечить прибыльную ее работу в рамках существующего законодательства.

Какова цена вопроса, приведшая к столь оригинальному способу решения финансовой проблемы между двумя предприятиями коммунальной отрасли? По словам генерального директора СРО НП «Воронежская коммунальная палата» Владислава Ландсберга, точного ответа на этот вопрос не даст, наверное, никто.

– Первоначально нам приходили счета примерно на 2,6 млн руб., потом в объявлениях, расклеенных на подъездах домов, фигурировала уже сумма в 1,7 млн, – говорит Владислав Сергеевич. – Я могу сказать лишь одно: за время с июля 2012 г., когда фактически стало работать ОАО «УК Железнодорожного района», нам было выставлено счетов на общую сумму в 4,8 млн руб., 3,8 млн мы оплатили. Примерно 540 тыс. – это как раз та разница в начислениях, из-за которой идет спор. Еще 290 тыс. – это неплатежи населения, к которым мы отношения не имеем: согласно постановлению правительства РФ №253, мы должны перечислять поставщикам только полученные средства. Так что, наверное, этот миллион и можно считать суммой претензий.

Леониду Бовыкину также оказалось тяжело назвать точную цифру.

– Я только недавно получил первый подписанный акт выполненных работ от УК Железнодорожного района, – поясняет он. – Без актов я не могу понять точный объем поставленного ресурса и свести уровень начислений с уровнем оплаты. Но по самым скромным прикидкам, да, где-то 1-1,2 млн.

Правда, когда несколько минут спустя один из журналистов попросил конкретизировать сумму претензий, Леонид Дмитриевич без запинки назвал иную цифру – 1,69 млн руб.

Преступление и наказание

По сути, конечно, не так важно, сколько, кто и кому в этой ситуации должен. Вопрос в том, насколько правомерно привлечение жителей к разрешению имеющегося финансового коммунального спора. По мнению руководителя Воронежского управления Федеральной антимонопольной службы России Владимира Рохмистрова, говорить о правомерности здесь неприемлемо, потому что случай – вопиющий. УФАС уже завело на ООО «Энерговид» дело о нарушении антимонопольного законодательства. И можно предположить, что последствия оно будет иметь самые серьезные. Как напомнил замруководителя городского управления ЖКХ Игорь Черенков, в прошлом году подключение УФАС к аналогичной проблеме привело к многомиллионному штрафу для МКП «Воронежская теплосеть», пожелавшему аналогичным образом воздействовать на управляющие компании. К сожалению, урок «Теплосети» на пользу пошел не всем.

Но административная (и вместе с ней – материальная) ответственность – не самое страшное, что может ожидать ООО «Энерговид» и его руководителя в ближайшем будущем. Владимир Рохмистров пообещал, что после рассмотрения дела комиссией материалы будут переданы в правоохранительные органы для принятия решения о применении мер уголовного характера по факту злоупотреблений доминирующим положением на рынке. Кроме того, уже сегодня мэрия Воронежа и СРО НП «ВКП» направили заявления в прокуратуру Воронежской области, а жители четырех указанных домов – в региональное управление Роспотребнадзора. Учитывая же, что в ходе пресс-конференции Леонид Бовыкин открыто рассказал о невыполнении предприятием необходимых ремонтов на оборудовании, невыплатах заработной платы и отсутствии у сотрудников средств индивидуальной защиты, можно предполагать, что в ближайшее время работа его компании может заинтересовать также органы технического надзора и Гострудинспекцию.

Учитывая все это, вариант с отказом от котельной выглядит для Леонида Дмитриевича не самым страшным исходом. И, видимо, он уже и сам это понимает. По крайней мере, в ходе пресс-конференции на очередное соответствующее предложение Игоря Черенкова руководитель ответил согласием.

Последует ли за словами дело – увидим. Пока же главным итогом вынесения ситуации в публичное пространство стало возвращение 8 февраля горячей воды в указанные четыре дома. Что уже, в принципе, дорогого стоит…