Газета,
которая объединяет

Кузнецы средневекового счастья

Воронежская символика прирастает рукотворными монетами
Рубрика: от
Автор:

Это экзотическое ремесло – из разряда реликтовых, но увидеть на городских воронежских праздниках мастеров, виртуозно им владеющих – реальность сегодняшнего дня. Может, и вы, читатель, наблюдали такую красоту: «Дворик монетного кузнеца» – «вывеска», под которой работают современные чеканщики монет.

На момент моей встречи с необычным искусством делами на «Дворике» заправлял Владимир Шилко – один из руководителей компании. В процессе общения со статным красавцем быстренько выяснилось, что красив он не только внешне, и это не удивительно. Человек, у которого в руках – по-настоящему мужское умение, а в голове – не поверхностные теоретические знания о нем, всегда интересен.

Дела семейные

Чеканка монет в эстетике времен Средневековья – сродни кузнечному промыслу; воронежские, во всяком случае, чеканщики работают кувалдами. Кроме здоровенных молотков, используется мини-пресс, в него вставляются «денежные» клише. Они же – пуансоны с нанесенным объемным изображением. Которое впоследствии отпечатается на монете.

Между двумя клише размещается заготовка – медная, латунная или алюминиевая. Устройство закрывается – и-и-и: раз, два, три удара кувалдой. Все! Получайте денежку с выбранным рисунком на поверхности!

– Это – старинная технология холодной чеканки, – просвещает Владимир. – Хотя так и современные деньги чеканят. Только теперь автоматический пресс работает, а раньше теми же инструментами, что и мы, пользовались.

– А кому по силам отчеканить монетку вручную? Только Гераклу с накаченными бицепсами?

– Нет, конечно. Был у нас прецедент – чеканил монету годовалый ребенок. С помощью родителей, естественно, но все-таки… Случается, бабушки с дедушками решают запечатлеть таким образом свою большую любовь. В принципе, это по силам каждому. А вообще популярны семейные монеты, их очень часто чеканят. Ребенок с мамой-папой объединяют усилия – вместе, в две-три руки кувалду держат.

Царские привилегии

Интернет не даст соврать: возможность чеканить монеты – собственные! – во все времена считалась привилегией сановных особ. Получается, оригинальное развлекательное шоу, придуманное воронежскими умельцами, прочувствовавшими атмосферу ремесленного Средневековья, позволяет любому желающему «примерить» на себя благородное королевское занятие. Про которое не бросишь с пренебрежением – «не царское это дело». А что за рисунки нанесены на клише?

Для уличных шоу и всевозможных выставок, поясняет Владимир, существуют специальные выездные наборы: 60-70 процентов – воронежская тематика. Историческое и культурное достояние города – вот что охотно популяризируют ребята на импровизированном монетном дворе.

– Наш Воронеж богат на знаковые объекты и достопримечательности, которые подчеркивают индивидуальность города и как-то его характеризуют. Таких объектов – очень много, и работы в этом направлении – непочатый край, – говорит чеканщик.

Создание клише – самая сложная и важная стадия выхода новой монеты в люди. Но Шилко со товарищи легких путей не ищут: клише, созданные «Двориком монетного кузнеца», уникальны, поскольку отличаются индивидуальным дизайном. К тому же мастера тщательно, что называется, мониторят ситуацию и стараются актуализировать этапные моменты городской жизни.

В поисках бренда

– Совсем недавно, в декабре прошлого года, Воронежу был официально присвоен статус города-миллионника, – продолжает Владимир. – По этому случаю мы совместно с городским управлением культуры выпустили тематическую монету.

– Наверное, самая востребованная сейчас?

– Да, большим спросом пользуется. К сожалению, банк внимания этому событию не уделил, и мы решили самостоятельно сделать горожанам такой подарок.

Адмиралтейская площадь, стела «Воронеж – город воинской славы», Чижовский плацдарм… Мой собеседник перечисляет дорогие сердцу каждого воронежца «приметы» города с таким теплом в голосе, что понимаешь, сколько доброй энергии вмещают монеты, вышедшие из-под его кувалды…

– Десятки, если не сотни писателей здесь жили и работали, художников, актеров, музыкантов! Много, очень много в Воронеже пищи для творчества чеканщика, – уверен мастер. – Одних краеведческих материалов хватит не на одну серию. Пока ведь наш город, если судить по опубликованным статистическим исследованиям, не ассоциируется с каким-то одним брендом. Брендинг Воронежской области надо развивать – чтобы нас знали и за ее пределами. Не только потому, что здесь установлен памятник Котенку с улицы Лизюкова, но и потому, что Петр Первый строил тут корабли. А сейчас, кроме всего прочего, столько фестивалей проводится – международных в том числе. Запечатлеть эти ценности на монете – все равно, что адресовать их вечности.

– Причем на монете не обычной, а – сделанной собственными руками…

– Верно: потрясающее чувство испытываешь, когда наблюдаешь выражение лица человека, увидевшего волшебство превращения безликой заготовки в настоящую монету. Созданную им самим – первый раз в жизни…

Запредельное наследство

Рукотворная монета, подчеркивает Владимир, несет не денежную ценность – другую. И всегда она – единственная и неповторимая: за счет того, что удары по заготовке наносятся вручную, с разной силой, рисунок на поверхности может быть чуть смещен или малость деформирован. Удар-то у каждого человека – свой. Как цвет глаз, линии на ладони и прочие «индивидуальные особенности».

– Со штамповкой это трудно сравнить. У нас каждая монета – со своей историей, – говорит Владимир. И вспоминает, что когда впервые как следует погрузился в тему старинной чеканки, то неведомое доселе внутреннее ощущение испытал. Чего-то недоступного и даже запредельного…

– Это священнодействие какое-то. Представляешь, что отчеканенная тобой монетка просуществует века. Может, внукам-правнукам достанется, – рассуждает молодой человек. – И мы захотели, чтобы такое интересное ремесло было доступно всем. Связались с городским управлением культуры, озвучили тему. Получили добро на сотрудничество, за которое огромное спасибо. Специалисты управления постоянно помогают, приглашают для участия в выставках. С человеческим фактором, который запретил бы нашу деятельность, мы не сталкиваемся. Поэтому наши выступления не так и редки.

Работа на родной Воронеж

– Выступления выступлениями, а если обратиться к тому, что им предшествует: вы владеете абсолютно всеми необходимыми навыками и технологиями для такого серьезного производства, как чеканка монет? Замысел ведь надо превратить в рисунок, рисунок – в объемное изображение, которое наносится на клише – и так далее…

– Тут так: сначала продумывается образ – за его основу берется какая-то легенда, история. Потом разрабатывается дизайн-макет; можем и сами это сделать, если идея – собственная. А если получаем заказ – или по примерному рисунку заказчика ориентируемся, или по фотографии, картинке какой-нибудь. Предлагается несколько вариантов, одобряется лучший. Потом линейный рисунок переводится в формат 2D – изображение ведь должно быть объемным. После чего изготавливается чеканочный штамп – это самый технологически сложный и дорогостоящий процесс.

– Его тоже осуществляете сами?

– Нет, мы нужного оборудования не имеем. И вот после того, как клише изготовлено, чеканится эталонная монета – по ней видно, все ли получилось. Это и в целом – затягивающее дело, но все-таки самое интересное – общение на выставках с людьми, работа на родной Воронеж. В парках, скажем, каких-то с детьми позаниматься – вообще ничего лучше быть не может! А когда видишь, как здоровенный взрослый мужик в стараниях отчеканить монету превращается в маленького ребенка – настолько приятно становится. От человеческой непосредственности, от желания сделать нечто своими руками…

– Наряд на вас – не случайный, видимо?

– Конечно, не случайный – литературы изучено достаточно. Не могу утверждать, что именно так выглядел подлинный исторический костюм средневекового чеканщика, но образ, материал, покрой – это все «оттуда».