Газета,
которая объединяет

«Динамичная» история

Легенды и надежды старого парка
Рубрика: от
Автор:

Кому из юных воронежцев родители не рассказывали о гигантском «чертовом колесе», бывшем когда-то одной из визитных карточек города? Сегодня взамен этого культового сооружения мы любуемся «хвостом» Северного моста, ради которого и ликвидировали аттракцион. А гипсовые (или даже мраморные?) скульптурки, соседствовавшие с «развлекательной» махиной, исчезли сами по себе, без человеческого участия: время постаралось.

Об этих и многих других фактах из жизни старейшего воронежского парка «Динамо» можно было узнать на воскресной экскурсии, придуманной и осуществленной общественной организацией «Наша история». Ее руководитель Артем Кобляков, выступивший в роли экскурсовода, рассказал о славном прошлом «Динамо» и судьбах его знаковых объектов. Корреспондент «Берега» услышал массу интересного и, в общем, достаточно неожиданного.

Вырос из ботсада

Всеми любимому парку – больше 160 лет. В 1844 году по указанию императора Александра II на месте современного «Динамо» создали древесный питомник, который спустя несколько лет стал обозначаться на картах как ботанический сад.

– Многие деревья и кустарники были завезены сюда из других стран, – просвещал нас Артем. – Было время, воронежские учителя водили в ботсад гимназистов – собирать гербарии. Позже здесь были организованы инструментальные наблюдения за температурой воздуха, давлением, атмосферными осадками. А 7 июля 1929 года объект стал именоваться Центральным парком культуры и отдыха.

Статус парка обязывал: власти тут же выделили деньги на благоустройство. Электрифицировали территорию, разбили клумбы, построили кафе, эстрадную сцену. А в шестидесятые, известные любовью к «натурпродуктам», соорудили павильоны для сельскохозяйственных выставок. Примерно тогда же «запустили» планетарий, летний театр, спортивные площадки и развлекательные аттракционы.

Центральный парк середины прошлого века был такой же достопримечательностью Воронежа, как, к примеру, Воробьевы горы в Москве. О Воробьевых горах, кстати, вспоминают многие из тех, кто впервые оказывается на «Динамо»: слишком много параллелей. Места похожи даже энергетически – разве что состояние, мягко говоря, разное…

Начало конца

В советские годы парк жил насыщенной жизнью. Маскарады, народные гулянья, профессиональные праздники, олимпиады, шахматные турниры, сельскохозяйственные выставки, спортивные состязания и веселые воскресники были вполне привычным делом. Сейчас, кстати, народ жалует «Динамо» не меньше: на воскресной прогулке удалось увидеть и кучу детворы, и молодежь, и даже казаков, избравших парк местом празднования «Казачьего спаса». Лошадки, костры, полевая кухня и «не для меня Дон разольется»… Антураж казачьего лагеря – в лучших традициях.

Здравствовал парк до поры до времени: в 1988 году огромный урон «динамовской» идиллии нанесло наводнение. Проза жизни: парковый массив затопило из-за аварии в системе ливневой канализации. Многие постройки не уцелели, и это стало «началом конца»: «Динамо» медленно, но верно сходил на нет. Впрочем, могло быть еще хуже: отчасти парк спасло то, что в 1998 году ему был присвоен статус памятника природы. На территории запрещено строительство капитальных зданий, контролируется вырубка деревьев.

А вот озеро на входе в парк, где в лучшие времена водились упитанные караси в килограмм весом, уступило место автостоянке. Которую, впрочем, уже убрали. Сейчас здесь планируют построить гостиницу…

Старожилы вспоминают: любители астрономии ходили в парк ради планетария, стоявшего там, где сейчас лыжная база. Вечерами читались публичные лекции, демонстрировались слайды с видами звездного неба и научно-популярные фильмы. Иногда желающим даже предоставлялась возможность полюбоваться на космические тела в телескоп.

Среди белок и ежей

Впрочем, было на что и кого посмотреть и на грешной земле. Вокруг и внутри парка росли ежевика, барбарис, грецкий орех, фундук, чернослив, абрикос, алыча, тутовые деревья, дубы, осины, липы, шиповник, терн, дикий крыжовник, смородина. Плюс множество видов съедобных грибов. Частенько встречались лисы, песцы, норки, бобры, ондатры, белки, ежики. Два последние вида и сейчас еще не перевелись подчистую, хотя – довольно редки. Других животных не наблюдают на «Динамо» уже несколько десятилетий.

С 1974 года в парке круглый год работали так называемые павильоны. «Цветоводство», «Лесное хозяйство», «Пушное хозяйство», «Сельское хозяйство», «Город – селу» и (почему-то) «Китайские сувениры». Осенью проходили выставки «сельских» достижений – из районов привозили знатно откормленных поросят, гладких нутрий и пушистых кроликов. Нарядные пирамиды из овощей и фруктов радовали глаз, владельцы шести соток прикупали здесь ценные семена, а школьников со всего города приводили на экскурсии, чтобы дети научились, скажем, отличать репу от брюквы. Работали экспозиции цветоводства и растениеводства. В огромном круглом здании на постаментах и стендах красовались детали различных машин и механизмов. Теперь же в павильоне «Сельское хозяйство» – конюшня, где можно взять лошадку напрокат. «Трассы» – проложены, есть, где на коне проскакать без риска хлопнуться оземь…

Еще достопримечательность, почти канувшая в Лету: через весь парк протекала небольшая речка, по которой катались на лодочках и катамаранах. Безымянная, но полноводная. Терять такой объект совсем уж жалко: речушку в прошлом году расширили. Намеревались даже снова пустить по воде плавсредства, но очищать акваторию от бумажного мусора и пластиковых бутылок так никто пока и не взялся.

Следующая парковая «легенда» – танцплощадка со сценой-«ракушкой», воспетая в книгах воронежских писателей. У входа стояла будка, где продавали входные билеты. «На танцах» играл духовой оркестр, сопровождая их живой музыкой. Проводились и пользовались огромным успехом вечера «Кому за 30». Кстати, танцплощадка – одно из немногих мест парка, неплохо сохранившихся. Там до сих пор по выходным, в хорошую погоду, проходят встречи – теперь уже «кому за 60»…

Черепаха-призрак

Парковому пруду повезло меньше: он похож на гнилое болотце. Хотя в прошлом году его восстановили – благодаря «вкладу» в дело шести небольших родничков. Они, имеющие постоянную температуру 6-8 градусов, притягивают «моржей» со всей округи. Говорят, что родники эти – магические и обладают чудодейственной силой. Так ли это – «Берег», вслед за Артемом Кобляковым, проверять не советует.

– Один из мифов парка «Динамо» гласит, что в пруду водилась гигантская водяная черепаха, – рассказал наш гид. – Однажды мальчик пришел сюда половить рыбу и увидел эту черепаху. Подпрыгнул, схватил ее – она протащила его несколько метров по водной глади, да и ушла на дно. Говорят, и сейчас все еще обитает в пучине озерной…

Безусловно, главная святыня парка – братская могла воинов-красноармейцев. Там покоятся 165 бойцов разных частей 60-й армии, погибших в июне-декабре 1942 года. Первые захоронения в городском парке возникли в июне 1942-го, когда на нашей земле оформился ближний тыл советских войск.

Трагическую ноту впору менять на бравурную: Зеленый театр, лыжную базу «Спартак», Пионерскую горку и прочие уникальные объекты парка, представляющие сегодня жалкое зрелище, обещают уже в обозримом будущем привести в цивилизованный вид. Французский ландшафтный дизайнер Оливье Даме, автор плана реконструкции «Алых парусов» и проекта «Комплекса Ольденбургских», подготовил новый проект по парку «Динамо». О чем заявил еще в прошлом году, но вопросы финансирования – дело долгосрочное. Так или иначе, ясно, что в конце концов они решатся. И тогда Воронеж, где «Динамо» восстанет, как Феникс из пепла, обретет собственные Воробьевы горы…