Шарашки на бумажке
О том, что в системе автострахования много моментов, в которых рядового водителя могут обмануть, «Берег» уже не раз писал. Главным злодеем выступают страховые компании, которые очень «креативно» подходят к вопросу оценки ущерба и выплате компенсаций. Но не они одни занимаются мошенничеством на страховом рынке.
Все большую популярность получают серые схемы работы, основанные на использовании пустых полисов страхования. Страховые компании тоже страдают от этой деятельности, но куда в более проигрышном положении оказываются обычные автовладельцы, которые могут «попасть» на приличные деньги. «Изобретение» это московское, но уже можно слышать об аналогичных историях, в которых оказывались и воронежские водители.
Дело в бланках
Откуда вообще берутся пустые бланки для страхования, ведь это номерной документ со степенями защиты? Каждый бланк стоит на учете, агенты отчитываются за использование, ведется большая база. Но способы все равно есть. Во-первых, бланки разорившихся компаний. Если страховая компания объявила себя банкротом, то нереализованные полисы просто считаются недействительными, хотя фактически продолжают существовать.
Второй источник для рынка торговли пустыми бланками – утерянные и испорченные документы. В работе с бланками для агентов предусмотрен форс-мажор: потерял документы, испортил, запорол – такие бумаги по базе тоже становятся недействительными, но реальную жизнь продолжают. Много ли можно «наварить» левых бланков на таких случаях? По данным РСА, с момента введения ФЗ «Об ОСАГО» в нашей стране было утрачено около 2,5 млн бланков. Какая-то часть действительно канула в лету без злого умысла, но другие потом обязательно всплыли на черном рынке.
Потом бланки в открытую продают. Наберите в любом поисковике «Куплю пустые страховые полисы» – и получите предложения, можно даже выбирать и торговаться. Непосредственно в Воронеже продавцов корреспондент «Берега» не нашел, но столичные «дилеры» без проблем высылают их почтой. Цена на бланки зависит от жадности владельца, но в целом расценки такие: при покупке в розницу одного-двух бланков – 1000 руб. за штуку, оптом – 600-800 руб.
ОСАГО
Не случайно цены на бланки указываются как оптовыми, так и розничными, клиенты находятся. В розницу покупают липовые документы для личного использования. Бланки обычно продаются со всеми подписями и печатями: вписал свои данные – и можно ездить. Пустой бланк стоит, допустим, тысячу рублей, а средняя цена полиса ОСАГО в стране около 5000 руб. Казалось бы, выгода налицо. Ни один инспектор ГИБДД не заподозрит подвох, бланк-то настоящий, с подписями и печатями, но если случится ДТП, в котором такой «экономный» водитель окажется виноватым, то дело, конечно, всплывет. Страховая компания, которая указана в бланке, даже если и существует в природе, выплачивать компенсацию, естественно, не будет. Пострадавшему в аварии нужно подавать в суд и получать компенсацию напрямую с виновника. Нам сложно понять водителей, которые поступают данным образом. На этом можно сэкономить, но вдруг... Как говорится, от сумы и от тюрьмы не зарекайся.
Куда хуже дело обстоит, когда партию бланков выкупает недобросовестный страховой агент. Он просто продает их. Водитель платит за полис, но в случае чего остается без страховки. Это мошенничество в чистом виде, но такие случаи возникают все чаще и чаще. Отличить мошенника от добросовестного агента почти невозможно. Кроме как покупать полисы у надежных и проверенных агентов в официальных офисах и не вестись на слишком большие скидки, ничего особо и не порекомендуешь.
КАСКО
Бланки КАСКО появляются в продаже не очень часто, но тоже бывают. Если мошенничество с ОСАГО понятно, то с КАСКО другой резон? Такими бланками промышляют недобросовестные страховые агенты, которые создают нечто вроде финансовых пирамид.
Организуется фактически фиктивная страховая компания, которая не зарегистрирована в соответствующих органах и не платит никаких налогов. Эта ситуация аналогична той, что мы видели в ОСАГО. Но там мошенники «рубили бабло» и сразу исчезали, эти же обычно какое-то время производят выплаты. Ведь тарифы в КАСКО довольно высокие и, дополнительно сэкономив на налогах, можно и клиентам платить, и про собственный карман не забывать. Но такие финансовые пирамиды крайне ненадежны и живут обычно до первого крупного страхового случая, после чего бесследно исчезают. В дураках опять-таки остается автовладелец.