Газета,
которая объединяет

«Здесь» и сейчас

В Воронеже отдают должное уличному искусству
Рубрика: Культура№ 53 (1628) от
Автор: Анна Жидких

На стартовавшем на днях в столице Черноземья фестивале городского искусства ART_VRN (знакомом воронежцам по прошлогоднему Дню города) отдельно презентовали проект, посвященный уличному искусству. Он называется коротко, но емко – «Здесь». И призван стать пилотной акцией по продвижению граффити и уличного искусства в Воронеже.

Продлится в этом году фестиваль долго – до сентября. Вместит в свои расширившиеся рамки кучу интересных задумок и наработок. Пока же воронежские, российские, немецкие художники разрисовывают фасады городских зданий и проводят серию лекций и мастер-классов.

Не шуточное дело

Германия стала гостем фестиваля благодаря патронажу программы «Дни Германии в российских регионах».

– В центре внимания фестиваля – тема взаимодействия города и творческой энергии молодых художников, – поясняют организаторы ART_VRN. – Мы хотим, чтобы этот проект стал возможностью осмыслить сегодняшнее состояние уличного искусства, открытым разговором о роли и месте стрит-арта в жизни современного города.

На момент презентации проекта в книжном клубе «Петровский» многолюдного паломничества не наблюдалось: уличное искусство еще только воспитывает своих апологетов. Сам эпитет «уличное» придает, естественно, явлению романтизма. И, соответственно, легкости – кажущейся. По сути же дело это не шуточное, требующее усилий не только творческих, но и физических. Не каждому, как говорится, по плечу, будь он, этот «каждый», даже талантливым, состоявшимся художником. Или – грамотным почитателем оного.

Гостья из Перми Наиля Аллахвердиева присутствовала на мероприятии в статусе эксперта исследовательского проекта «Культурная среда и культурная политика Воронежской области», который, как известно, реализуется сейчас в наших палестинах. Ее выступление подтвердило серьезность намерений фестиваля ART_VRN.

– Я руковожу первой в стране комплексной паблик-арт программой, которая создана на базе Музея современного искусства, – рассказала Наиля. – До того, как программа появилась, я в течение восьми лет развивала это направление в Екатеринбурге – с 2001 года, когда страна еще не знала, что такое паблик-арт. Для меня, профессионального искусствоведа, это был вполне конкретный и осознанный выбор: я понимала, что ничего не смогу сделать в городе, где нет ни музея, ни галереи современного искусства. Где художники ютятся по каким-то микропространствам и имеют в сознании общества абсолютно негативный статус.

Четыре стены

Получался, по словам Наили, замкнутый круг, разорвать который было практически невозможно: общество ненавидит современное искусство, потому что оно его нигде не видит, а увидеть не может потому, что нет пространства репрезентации.

– И тогда для меня стало очевидным, что всю свою сознательную профессиональную деятельность я посвящу паблик-арту как единственно возможному способу утверждения современного искусства в стране, где оно развивается очень медленно, – продолжила Аллахвердиева. – Не было никакого заказа, никакой повестки, никакой, тем более государственной, политики: это была только моя личная инициатива. Постепенно, год за годом, мы формировали в городе новую область активности, которая со временем стала одним из самых заметных трендов Екатеринбурга. И в последующем Перми.

Что такое современное искусство? Как оно выглядит? Вопросы – из разряда «кто виноват» и «что делать». Нет на них четкого ответа. И, сдается, никогда не будет…

– Стрит-арт для российского художника – единственная возможность быть узнанным, быть показанным, – уверена пермский искусствовед. – В моей практике много историй, когда художники становились известными только потому, что они впервые сделали огромные, монументальные работы именно в городской среде.

Тема, вообще говоря, небез­обидная: желающих «наворочать» в городе чего-нибудь «эдакого» мы видели, знаем уже такую хохмочку. Само стремление покреативить в уличных масштабах симпатично – почему бы нет? Но, опять-таки, критерии самодеятельности и самоотдачи мастеров такого искусства – где они? Так что наличие в фестивальной команде профессионалов – и экспертов, и авторов – весьма похвальная «статья»; надеюсь, ничего отвратного на воронежском пространстве не произрастет. Возможность убедиться в этом представится горожанам совсем скоро: уже определены, в смысле адресов, четыре стены (жилых домов), которые уличные художники – участники фестиваля намереваются превратить в произведения искусства.