Ежегодно 30 марта весь мир отмечает День защиты Земли. Не будет нашей планеты – не будет и нас.
Народное средство
Чем, помимо всего прочего, оказался хорош Платоновский фестиваль – так это полистиличностью. Взять хотя бы музыку: тут тебе и классика, и кабаре, и рок. А также этнофолк в исполнении украинского коллектива «Дахабраха», закрывавшего третий, финальный день Книжной ярмарки, работавшей на Советской площади.
Песни и пляски
Сказалось отсутствие медийной раскрутки: еще за 510 минут до начала сета никакими «фанатами» около сцены и не пахло. Понятно, что ж: люди старались использовать последнюю возможность приобрести чтото из «независимой» литературы прямо с издательских стендов.
Меж тем, несмотря на довольно юный возраст (группе всего 5 лет), «Дахабраху» уже успели заметить и оценить. В Воронеж коллектив прибыл прямиком с известного музыкального фестиваля «Дикая мята», где выступал на одной сцене с «Аквариумом» и Optimystica Orchestra, что уже дорогого стоит. И, по словам знатоков, не потерялись в такой компании.
А на воронежском концерте первым группу «полюбил» безвестный «фолкер» почтенных лет (и отчаянного вида). Во всяком случае, в пляс он бросился, не дождавшись окончания стартовой вещи. Музыкантам происходящее было явно в кайф, но материал (к сожалению или к счастью) был не тот, под который можно выделывать зажигательные па. Поэтому вскоре танцор занял место в тесных рядах статичных слушателей. Его дело попыталась было продолжить детвора, но запала надолго не хватило.
Практически медитативные (несмотря на довольно шустрый – зачастую – темп) мелодии не располагали не только к танцам – вообще к какомулибо «постороннему» сопровождению. Что вполне естественно: речь идет о композициях, найденных музыкантами в многочисленных фольклорных экспедициях. Подобные вещи, как известно, самодостаточны. Хотя творчески переработать их, проецируя на оригинальный материал собственное видение, – подход, привычный для фольклориста; главное – сделать это профессионально и со вкусом.
Качество вместо количества
Народный интерес к происходящему нарастал. Пророчество (обусловленное, видимо, не экстрасенсорикой, а банально – опытом) музыканта «Дахабрахи» Марко Галаневича насчет того, что со временем публика у сцены будет прибывать, оправдалось. Не спугнул меломанов и надвигающийся дождь. Может, его вызвала своими акустическими заклинаниями «Дахабраха»?..
«Акустическими» – это не общий термин, а самое что ни на есть конкретное определение. В арсенале коллектива – исключительно акустические инструменты, такие как гуцульский барабан, большой барабан, джамбе, дарбука, табла, всевозможные шумовые «девайсы» (аля ветер или дождь), аккордеон, виолончель, детские гармошки, колесная лира, жалейка, австралийское диджериду, бугай, тромбон, рояль. Пласт классики, доза экзотики – и нужный эффект!
Такому инструменту, как голос – внимание особое. Невероятное четырехголосие музыкантов «Дахабрахи» даст фору иным раскрученным хорам! Не говоря уж о рокмузыкантах, у которых почемуто не особенно принято «носиться» с вокальными партиями.
Филигранная работа коллектива местами порождала чтото вроде слухового обмана: казалось, что на сцене не четыре человека, а как минимум семьвосемь. Люди берут не количеством, а качеством. За счет чего? Чувство стиля и органичность – едва ли не эталонные!