Газета,
которая объединяет

Народное средство

В Воронеже выступил известный фолк-коллектив
Рубрика: Культура№ 61 (1636) от
Автор: Сергей Попов

Чем, помимо всего прочего, оказался хорош Платоновский фестиваль – так это полистиличностью. Взять хотя бы музыку: тут тебе и классика, и кабаре, и рок. А также этно­фолк в исполнении украинского коллектива «Дахабраха», закрывавшего третий, финальный день Книжной ярмарки, работавшей на Советской площади.

Именно там фолк и прозвучал. Причем не глянцево­показушный, а настоящий, глубокий. Хотя и не на сто процентов аутентичный. Главное – при высоком уровне группы ее музыка понятна, органична и интересна широкой аудитории. Для международного фестиваля – самое то.

Песни и пляски

Сказалось отсутствие медийной раскрутки: еще за 5­10 минут до начала сета никакими «фанатами» около сцены и не пахло. Понятно, что ж: люди старались использовать последнюю возможность приобрести что­то из «независимой» литературы прямо с издательских стендов.

Меж тем, несмотря на довольно юный возраст (группе всего 5 лет), «Дахабраху» уже успели заметить и оценить. В Воронеж коллектив прибыл прямиком с известного музыкального фестиваля «Дикая мята», где выступал на одной сцене с «Аквариумом» и Optimystica Orchestra, что уже дорогого стоит. И, по словам знатоков, не потерялись в такой компании.

А на воронежском концерте первым группу «полюбил» безвестный «фолкер» почтенных лет (и отчаянного вида). Во всяком случае, в пляс он бросился, не дождавшись окончания стартовой вещи. Музыкантам происходящее было явно в кайф, но материал (к сожалению или к счастью) был не тот, под который можно выделывать зажигательные па. Поэтому вскоре танцор занял место в тесных рядах статичных слушателей. Его дело попыталась было продолжить детвора, но запала надолго не хватило.

Практически медитативные (несмотря на довольно шустрый – зачастую – темп) мелодии не располагали не только к танцам – вообще к какому­либо «постороннему» сопровождению. Что вполне естественно: речь идет о композициях, найденных музыкантами в многочисленных фольклорных экспедициях. Подобные вещи, как известно, самодостаточны. Хотя творчески переработать их, проецируя на оригинальный материал собственное видение, – подход, привычный для фольклориста; главное – сделать это профессионально и со вкусом.

Качество вместо количества

Народный интерес к происходящему нарастал. Пророчество (обусловленное, видимо, не экстрасенсорикой, а банально – опытом) музыканта «Дахабрахи» Марко Галаневича насчет того, что со временем публика у сцены будет прибывать, оправдалось. Не спугнул меломанов и надвигающийся дождь. Может, его вызвала своими акустическими заклинаниями «Дахабраха»?..

«Акустическими» – это не общий термин, а самое что ни на есть конкретное определение. В арсенале коллектива – исключительно акустические инструменты, такие как гуцульский барабан, большой барабан, джамбе, дарбука, табла, всевозможные шумовые «девайсы» (а­ля ветер или дождь), аккордеон, виолончель, детские гармошки, колесная лира, жалейка, австралийское диджериду, бугай, тромбон, рояль. Пласт классики, доза экзотики – и нужный эффект!

Такому инструменту, как голос – внимание особое. Невероятное четырехголосие музыкантов «Дахабрахи» даст фору иным раскрученным хорам! Не говоря уж о рок­музыкантах, у которых почему­то не особенно принято «носиться» с вокальными партиями.

Филигранная работа коллектива местами порождала что­то вроде слухового обмана: казалось, что на сцене не четыре человека, а как минимум семь­восемь. Люди берут не количеством, а качеством. За счет чего? Чувство стиля и органичность – едва ли не эталонные!