Газета,
которая объединяет

Толстый и красивый

В Воронеже презентовали третий сборник «Ямская слобода»
Рубрика: от
Автор:

Редактор-составитель литературного альманаха «Ямская слобода» Дмитрий Дьяков в «предуведомлении» (именно так!) к изданию, увидевшему свет месяц-другой назад, напоминает: первая печатная книга в Воронеже вышла в 1798 году. Назвали ее «опытом». Опытом, понятно, губернского литературного процесса.

Это определение благополучно перекочевало из далекого прошлого в наши дни: третья по счету «Ямская слобода», согласно редакторскому «диагнозу» – все тот же «опыт» все того же «процесса». Ибо принципы составления альманаха родственны положениям двухвековой давности: предлагать читателю то, что действительно способно поместить (переместить?) его в «культурное пространство творческой свободы».

Хорошая компания

Это пространство на еще пахнущих типографской краской страницах альманаха формируют авторы, в творческой состоятельности которых сомневаться не приходится. Марк Берколайко, Александр Бунеев, Юрий Кублановский, Валентин Нервин, Сергей Попов, Галина Умывакина, Алексей Варламов… Благоразумнее, впрочем, прерваться, поскольку перечислить всех возможности, в отличие от желания, нет.

Третья «Ямская слобода» издана при непосредственном участии регионального отделения Союза российских художников. Его председатель, поэт Галина Умывакина, говоря о собственных читательских предпочтениях, остановилась на многих авторах альманаха.

– Венгерская писательница Ален Польц представлена разножанровыми произведениями – я давно не читала вещей такой потрясающей эмоциональной силы, – призналась Галина Митрофановна. – Хорошо, что не забыты и воронежские люди, уже ушедшие от нас – такие, как писатель Виталий Злотников или художник Борис Катков, который выступает как автор рассказа. Здесь же и бывшие воронежцы, волею судеб осевшие в столицах – Ирина Котова, Александр Мелихов, Евгений Толстых. Всего нас, авторов, 17 человек; компания – хорошая. Будем стараться и дальше собирать под обложкой «Ямской слободы» разнообразный материал: стихи, прозу, публицистику, драматургию…

Многие страницы альманаха посвящены войне. И, соответственно, писателям, на протяжении всей творческой жизни разрабатывавшим эту больную тему – таким, как Юрий Гончаров, публикацию о поздней прозе которого «Последний бой обреченного» подготовил Дмитрий Дьяков. А статья Александра Акиньшина «Визиты наследника» посвящена еще более далекой истории нашего края.

Пришелся ко двору

Первый человек, которому на презентации подарили новый альманах – Геннадий Чернушкин. Геннадий Викторович присутствовал на встрече не столько в «ранге» исполняющего обязанности мэра Воронежа, сколько – как основатель Книжного клуба «Петровский», годовщину деятельности которого отмечали одновременно с презентацией альманаха. Поздравляя воистину уникальное культурное учреждение города – частное, между прочим – отметим и мы: клуб появился на свет Божий именно благодаря доброй воле тогдашнего руководителя мебельной компании «Ангстрем». Так что внимание в тот вечер к Геннадию Чернушкину было совершенно обоснованным.

В традициях альманаха – обращение не только к литературе края, но и к иным видам искусства (зачастую, однако, с литературой связанным). Так, во всех трех номерах «Ямской слободы» профессор Тамара Дьякова рассказывала о воронежских живописцах. В первом альманахе была представлена мемуарная проза актера ТЮЗа Александра Тарасенко, во втором – небольшие новеллы его коллеги Камиля Тукаева, работающего в Камерном театре. В третьей книжке в новой для себя роли показан уже упомянутый художник Катков.

– Эта линия тоже будет продолжена, – пообещала Галина Умывакина. – Потому что без того, чтобы поддерживать и замечать друг друга в искусстве, сейчас, мне кажется, нельзя.

А вот художник Иван Бондарев может порадоваться тому, что пригодился альманаху в привычном качестве. Замечательный мастер – и это комплимент не дежурный – оформил третью «Слободу». На обложке книжки – его картина, внутри – рисунки; я просто счастлива, что именно Ивана создатели альманаха решили сделать иллюстратором. Бондарев – с его лиричностью, тонкостью, деликатностью чувства, живописной культурой – тоже своего рода поэт. Кто, как не такие люди, ко двору серьезному изданию?

Символы и яблони

Еще о маленьких личных радостях: на очень добротном фоне (слабых материалов в альманахе нет) выделяю, тем не менее, особо поэтов Константина Гадаева и Ирину Котову. Для меня они, в отличие от большинства прочих авторов сборника – открытия. Стихов Котовой, правда, прожившей в Воронеже довольно долго, в свое время приходилось слышать и читать достаточно. Но, при всей к ним симпатии, это были далеко не те вещи, до которых Ирина доросла сегодня – и как поэт, и как человек. Личность с харизмой, ощутимой на расстоянии. Ее стихи объединены в подборку «Хрупкие символы».

В Лету входить и нащупывать дно – может, бутылка разбита…

Нас поджидают в проулке любом
нож и бейсбольная бита.

Нас поджидают, но нужно идти – клоуном, цацей, савраской.

Страх побеждать, закрываясь в пути если не маской, то сказкой.

Константин Гадаев, сын известного скульптора, автора воронежского памятника Осипу Мандельштаму Лазаря Гадаева, легко опровергает дурацкую версию про то, что на детях талантливых людей природа отдыхает. Тут сколько сочетаний – столько и вариантов; гадаевский – с огромным восклицательным знаком.

Подборка Константина «Работа яблони под затяжным дождем…» – образец чистосердечного, не показного доверия к читателю. И той – кажущейся, конечно – безыскусности, граничащей с бесшабашностью и непосредственностью, по которым всегда узнаешь поэта врожденного, а не наученного.

С безалкогольной легкостью

Хочу весну прожить.

Не Бахусу, а Логосу

Я присягал служить.

Пошли воскресной радости

Проспавшейся душе.

Пошли меня по адресу!

Иду. Пошел уже.

Наступаю – в плане цитирования хороших стихов – на горло собственной песне. С тем же посылом: всех не перецитировать. Третья книжка, вдобавок ко всем качественным обретениям, получилась, по-моему, еще и в количественном аспекте самой объемной. Толстый и красивый – это теперь не про Карлсона. А про альманах «Ямская слобода».

Энциклопедические строки

– Мы, может быть, присутствуем сегодня при знаковом событии, – вышел к микрофону еще один автор сборника, профессор Олег Ласунский, опубликовавший интереснейшие материалы о Злотникове и из историко-краеведческих разысканий. – Сам разговор об альманахе всякий раз, по мере появления нового выпуска, становится крайне важным явлением. Что же касается юбиляра, клуба «Петровский», где мы находимся сегодня – я, довольно активно занимаясь культурно-просветительскими акциями еще с шестидесятых годов прошлого века, давно мечтал о том, чтобы в нашем городе появился интимный клуб для встречи интеллигенции. Где всегда можно увидеть своих знакомых и друзей – единомышленников, воронежских интеллектуалов. И вот – такой клуб появился. Благодаря чему стала возможной более активная популяризация литературного продукта нашего края.

Говоря об альманахе, Олег Григорьевич был неоригинален: «Ямская слобода» произвела отличное впечатление. «Прекрасное собрание очень качественных текстов…»

– На мой взгляд, он – лучший из трех вышедших, – считает человек, знающий толк в «книгоиздательской» теме. – Что свидетельствует о высоком уровне воронежской литературной жизни и сказывается на развитии здешнего культурного пространства. Уже при взгляде на оглавление меня не оставляла мысль, что перед глазами проходят персонажи региональной историко-культурной энциклопедии. Фактически на 90 процентов в альманахе представлены люди, которые уже увековечены – включением в этот фундаментальный том.

Думается, если дело с изданием «Ямской слободы» будет развиваться и крепнуть, со временем имен в энциклопедии прибавится.