Газета,
которая объединяет

«Строить красиво, качественно, на века»

Вице-мэр Воронежа Владимир Астанин – о проблемах и перспективах развития областного центра
Рубрика: от
Автор:

В 2012 году в Воронеже было введено в строй около 700 тыс. кв. м жилья. Еще порядка 200 тыс. кв. м другой недвижимости – офисных, складских и иных помещений. Что касается года текущего, то по прогнозам итоги работы городских строителей будут не менее впечатляющими.

В то же время, в отрасли наблюдается целый ряд системных проблем: продолжают выявляться факты незаконного строительства, темпы создания социальных объектов не успевают за объемами вводимого жилья, да и общий архитектурный облик Воронежа вызывает у населения и профессионалов справедливые нарекания.

С внешнего вида города и начался разговор журналистов с заместителем главы Воронежа по градостроительству Владимиром Астаниным – накануне профессионального праздника строителей.

«Цветным, а не серым»

– Вы лично довольны нынешним обликом Воронежа?

– Если одним словом, то нет. Считаю, он может быть намного более интересным и запоминающимся.

– Что, на ваш взгляд, самое негативное?

– Жилые дома. Именно они активно формируют облик любого активно строящегося города. Увы, в Воронеже большинству из них не хватает архитектурной выразительности, грамотных цветовых решений, хорошего благоустройства прилегающей территории. Строительство – это бизнес. И некоторые наши застройщики экономят на данных направлениях, широко используя не индивидуальные, а типовые проекты.

Кроме этого, нас буквально задавил серый силикатный кирпич. Применение других отделочных материалов для фасадов, к сожалению, сегодня больше исключение, чем правило. А серость влияет даже на психику. Человек живет в ней и не замечает, как становится более угрюмым и неприветливым. Но если дома станут интересными по архитектуре и цветовому решению, то Воронеж выиграет от этого достаточно быстро. Сегодня комбинат строительных материалов производит кирпич более десятка цветов. Задача городской власти – стимулировать строителей к их использованию. Это должно закладываться на стадии проектов. Поэтому администрация Воронежа будет внимательно относиться к колористическим решениям при утверждении цветового решения фасада. Придется просто заставлять делать дома цветными. Воронеж не должен быть серым или черно-белым. Наш город будет красивым и удобным: я в этом не сомневаюсь.

Нуждается в корректировке

– А как обстоит дело с комплексной застройкой, о необходимости которой говорится уже несколько лет?

– Главный документ, которым мы руководствуемся, это Генеральный план. Но он – не догма. Это живой документ и должен совершенствоваться. К сожалению, с 2008 года серьезных изменений в него не вносилось. Сейчас работа в данном направлении идет. Но направление на комплексную застройку было и остается в нем превалирующим. Территорий в городе не так много, чтобы можно было ими разбрасываться. И те, которые могут быть использованы для жилищного строительства, безусловно, должны развиваться с полным набором не только жилых зданий, но и объектов социальной и инженерной инфраструктуры. Мы внимательно смотрим на все проекты, которые разрабатываются крупными застройщиками, чтобы они учитывали подобные требования. И если взять в качестве примера самый крупный городской проект застройки – в районе ул.Шишкова, Московского проспекта, Ломоносова – то там заложено строительство и школы, и детских садов, и спортивных сооружений.

– Сможет ли город за счет своих ресурсов угнаться за темпами жилищного строительства в вопросах возведения социальных объектов?

– Это сложно потому, что на сегодня уже есть серьезный дефицит подобных сооружений, и он продолжает расти пропорционально появляющимся домам. При этом школы, детсады, поликлиники – безусловно, приоритет бюджета. И частные застройщики не могут стать реальной альтернативой по созданию подобных объектов. А вот если говорить о спортивных сооружениях – здесь больше перспектив, что они станут появляться на принципах частно-государственного партнерства. Пример у нас уже есть – ГК Хамина, строящая комплекс «Пять звезд» и квартал «Олимпийский». Там за счет инвестиционных средств появятся знаковые для города спортивные сооружения, будут построены детские сады, медицинская часть.

– Но в бюджете просто не хватит средств, чтобы самим возводить школы, детские сады и поликлиники!

– Необходимо более активно участвовать во всех программах, прежде всего – с привлечением федеральных средств. В том числе ФЦП «Жилище». Именно по ней сегодня в Воронеже уже возводится школа в микрорайоне ВГУ «Дубрава» на 33 класса. Механизм финансирования предусматривает, что 50% это федеральные средства, а еще 50% консолидированные – области и города. Получается, город вкладывает в объект 25%, а 75% – федерация и область.

– Какие изменения в Генплане можно выделить как принципиальные?

– Будут зафиксированы территории под будущие объекты муниципальной собственности: этого ранее никогда не делалось. То есть мы резервируем землю под школы, детские сады и т.д. Кроме того, зафиксируем за рядом территорий статус зеленых зон. Сегодня некоторые из них относятся к зонам многоэтажной застройки, а станут, при корректировке Генплана, рекреационными. Благодаря этому они уже не попадут под вырубку для возведения новых объектов. Кроме того, предусматривается ряд мероприятий по упорядочению мощностей головных сооружений инженерной инфраструктуры.

Прирастать пригородами

– В каких направлениях будет идти развитие Воронежа?

– Воронеж не сможет оставаться в городской черте запертым. Он будет выходить за ее рамки. Мы видим это на примере индустриальной зоны Масловская. И создание таких промышленных зон повлечет за собой строительство жилья и объектов социальной сферы. Это позволит снизить потоки маятниковой миграции населения через весь город. Поэтому я вижу как вариант совместную работу с пригородными районами по созданию таких зон.

Уже идет активное развитие Яменской зоны. Там есть «Град», логистические центры, аэропорт, автосалоны. Это объекты, создающие большое количество рабочих мест. И уже прослеживается тенденция развития жилищного строительства вокруг Ямного. Оно будет продолжаться.

На отдаленную перспективу мы видим развитие Хохольско-Семилукской промзоны. Это потребует очень серьезных затрат в части обеспечения инженерной инфраструктуры: туда надо заводить газ, серьезную энергетику, решать транспортные вопросы, строить подъездные пути. Но в любом случае город в юго-западном направлении будет развиваться и там начнет формироваться многофункциональная территория: «работа – жилье – отдых».

Как влиять на цены?

– На ваш взгляд, насколько сегодня завышены цены на жилье? Можно ли их снизить?

– В течение 2013 года темпы роста цен на недвижимость замедлились. В этом году они выросли на 1,8%. За 2012-й – на 6,5%. То есть показатель на уровне инфляции… Сегодня цену регулирует спрос. И Воронеж постепенно приближается к «точке насыщения» спроса на жилье. Ипотечное кредитование ведется достаточно активно: за 2012 год воронежцам выдано около 10 тыс. ипотечных кредитов. Сейчас жилье покупают в основном для проживания, а не для последующей реализации. Это чаще всего молодые семьи, которые уходят от родителей, и чуть более зрелое поколение, вынужденное расширять площади при рождении второго или третьего ребенка. Но в данных категориях не так уж и много людей, зарабатывающих достаточно для обслуживания ипотечного кредита. Поэтому мы можем прогнозировать, что к 2015 году произойдет насыщение рынка и спрос на жилье упадет.

А что касается цены, тут нет единого ответа – смотря сколько денег потребовалось отдать за землю, за подведение коммуникаций. Это достаточно большой диапазон. Но муниципалитет может влиять на цены. Например, выступая в качестве застройщика. В частности, речь об использовании участков, возникающих после сноса аварийного жилья. Мы бы могли не продавать эту землю с аукциона коммерческим структурам, а сами выступать застройщиками. Для этого проработать с сетевыми компаниями варианты самого выгодного подключения к инженерным сетям, снизив данные затраты. Учитывая, что за землю городу никому не придется платить, в результате мы получим максимально выгодные базовые условия строительства. После этого можно привлекать строительные компании для возведения домов, но с установленным высшим потолком цен.

Проект программы расселения из аварийного жилья до 2020 года есть. Определена 21 подобная территория. По всем – идет проработка: на каких площадках мы сможем сами организовать строительство, а какие – нужно будет реализовать с аукциона.

– А что планируете в будущем делать с хрущевками?

– Мы рассматриваем поступившие нам коммерческие предложения по реконструкции подобных зданий. Такая практика – надстройка этажей – уже имеется в ряде городов. Изучаем опыт и, возможно, применим его для Воронежа.

– Что бы вам хотелось пожелать коллегам по отрасли в профессиональный праздник?

– Мудрости в принятии решений. Повторюсь, строительство – это бизнес. И в нем требуется смотреть не только в сегодняшний день, но и завтрашний, и послезавтрашний. Хочется, чтобы строители, принимая решения, понимали: ситуация меняется и бизнес должен развиваться так, чтобы он был как можно меньше подвержен кризисным явлениям. Чтобы Воронеж не постигала участь городов, в которых происходит резкое падение объемов строительного производства, возникают очередные партии обманутых дольщиков. Я желаю нашим строителям относиться к Воронежу как к своему родному дому. В котором – живут они сами, их дети и внуки. Если такое понимание будет у всех, то мы будем строить красиво, качественно и на века.