Газета,
которая объединяет

«Воронежу нужен «директор города»

Спикер областной Думы Владимир Ключников – об особенностях текущего момента
Рубрика: Политика№ 84 (1658) от

Что позволяет экономике региона сохранять стабильность, чем объясняются крутые повороты кампании по выборам мэра Воронежа и кто должен оценивать работу регионального парламента?

Об этом и многом другом журналист расспросил долгожителя политической авансцены региона, председателя Воронежской областной Думы Владимира Ключникова.

– Владимир Иванович, самой острой политической темой нынешнего лета в Воронеже являются выборы мэра. Дополнительную интригу им придали самоотвод Геннадия Чернушкина и неожиданное выдвижение первого вице-премьера областного правительства Александра Гусева. Как можно объяснить столь неожиданный поворот?

– Геннадий Чернушкин, создав компанию «Ангстрем» с нуля, собирал команду «под себя». Став исполняющим обязанности главы Воронежа, он оказался в принципиально иной атмосфере. Проблемы в городском хозяйстве приходится решать в авральном режиме: то трубу прорвало, то снег выпал не вовремя. На это накладывается дефицит средств и растущие с каждым годом ожидания горожан от муниципальной власти. Наверное, Геннадий Викторович понял, что еще не готов для работы на посту мэра.

– Но хватит ли способностей у нового кандидата, которого поддержало руководство области – Александра Гусева?

– Я убежден, что Гусев – ответственный человек, вдумчивый и грамотный руководитель, который старается вникать в детали того дела, за которое он отвечает. У него имеется опыт руководства крупным промышленным предприятием. Что же касается того, что Гусева поддерживают региональные власти, то я не вижу в этом ничего плохого. У нас уже были независимые мэры, которые пытались действовать в одиночку, без налаженного взаимодействия с руководством области, а иногда даже в пику ему. И что? Это зимой можно, наверное, ждать, когда снег растает, вместо того чтобы убирать его. Но есть огромное количество других проблем: состояние жилищно-коммунальной сферы, общественного транспорта, те же пробки, наконец. Пускать их на самотек – значит обрекать Воронеж на катастрофу. Только совместными усилиями региональной власти и местного самоуправления можно выработать комплексный подход, который позволит Воронежу найти оптимальное решение для этих задач.

– А каким вообще, на ваш взгляд, должен быть глава города?

– Для меня примером такого руководителя является Анатолий Григорьевич Шумейко. В 80-е годы он был секретарем парткома авиазавода. Он прошел через горнило трудового коллектива, был директором завода, занял должность второго секретаря обкома партии и вел все хозяйственные вопросы. Он знал досконально все нужды работников авиазавода и заслужил огромное уважение. Вот такой «директор города» и нужен сегодня Воронежу.

– Еще одна тема вызвала резонанс не только на региональном, но и на федеральном уровне: конфликт вокруг никелевых разработок в Новохоперском районе. Можно ли было его избежать?

– Как представитель законодательного органа власти я должен действовать в рамках закона. К этому же я призываю и всех участников ситуации, сложившейся вокруг Еланского и Елкинского месторождений. Я тоже живу на Воронежской земле, здесь живет моя семья, и я хочу, чтобы она была в безопасности, а ее будущее не было омрачено экологическими проблемами. Я понимаю беспокойство воронежцев и хочу еще раз заявить: мы не допустим разработки недр без согласия населения. С другой стороны, превращать геологоразведку месторождений в политические игрища также не стоит! 30 лет назад подобные работы уже были проведены, однако тогда почему-то никто не шумел!

– Удар по репутации региона может нанести громкое коррупционное дело бывшего руководителя управления автомобильных дорог и дорожной деятельности правительства Воронежской области Александра Трубникова.

– Я бы не сказал, что страдает репутация региона. Скорее, образ чиновника как представителя власти, который пришел только для того, чтобы украсть. Надо признать, такие случайные люди во власти встречаются.

– А можно ли понять, что за человек идет на госслужбу в самом начале его карьеры?

– Знаете, в народе говорят: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». К сожалению, бывает и так, что человек попадает во власть и… начинаются проблемы. Кстати, к раскрытию доходов в депутатском корпусе многие тоже были не готовы. Главный аргумент против – безопасность семьи. Я знаю, что некоторые политики по этой причине отказались участвовать в выборах в Государственную Думу. Мое же мнение: хочешь быть депутатом, чиновником – будь готов к публичности, в том числе к раскрытию своих доходов и расходов. Граждане должны знать, кто отстаивает их интересы.

– В последнее время все большее распространение получают разного рода рейтинги. Так, администрация президента намерена оценивать не только глав субъектов Федерации, но и спикеров региональных заксобраний. Вы к этому готовы?

– Для меня важнее всего оценка моих избирателей, которые четыре раза делегировали меня в областную Думу, и моих коллег, которые в двух созывах выбирали меня ее председателем. Что же касается оценки со стороны, то надо смотреть на критерии, которыми будут руководствоваться при составлении рейтинга. Можно придумать 400 показателей и набрать штат клерков в Москве, которые будут подгонять эти оценки под меня. Но есть ли в этом практический смысл?

– А по каким критериям вы бы оценивали работу областной Думы?

– Первый и главный – социально-экономическая ситуация в регионе. Ведь те законы, которые мы принимаем, призваны дать облправительству возможность эффективно работать на благо воронежцев. В этом смысле, я считаю, Воронежская областная Дума может стать примером. Не хочу обидеть коллег из других регионов, но качество нашего законодательства действительно выше, чем у многих.

– Наверное, самый главный закон, который Думе приходится принимать каждую осень, – областной бюджет. Как вы его оцениваете в нынешнем году?

– Напряженный. Как всегда, денег на все не хватает. Хотя на сегодняшний день нам удалось, например, значительно улучшить состояние сферы здравоохранения. В районах построены новые фельдшерские пункты, закуплено современное оборудование, проведен капитальный ремонт. Увеличилась зарплата медперсонала, упрочились социальные гарантии. За счет перевода всех медицинских учреждений в областную компетенцию удалось создать равные возможности для получения помощи жителям сельских районов и горожанам. Это движение вперед. Но проблемы, которые предстоит решить, все равно остаются. К тому же более 70% расходов областного бюджета направляются на исполнение социальных обязательств региона. На развитие, создание благоприятных условий для инвестирования в воронежскую экономику остается не так уж много средств.

– Получается, социальные траты препятствуют экономическому прогрессу?

– Скорее, заставляют более ответственно подходить к выбору инвестиционных проектов, получающих государственную поддержку. Программа социально-экономического развития постоянно пополняется перспективными начинаниями. Хотя некоторые, бывает, приходится исключать – в тех случаях, когда инвестор не рассчитал свои возможности. Так что мы способствуем тем, кто вкладывает собственные средства. Исключить ошибки помогают и законы, точно определяющие порядок и критерии отбора инвесторов. За последние четыре года в этом направлении практически не было ошибок.

– Может быть, стоило бы пригласить в регион крупного стратегического инвестора?

– Это палка о двух концах. С одной стороны, такой инвестор действительно помог бы наполнить бюджет. Но с другой, в таком случае проблемы в единственной ведущей отрасли способны обрушить экономику всего региона. Наша нынешняя модель более устойчива. Если вспомнить дефолт 1998 года или недавний мировой экономический кризис 2008 года, то провала по всем показателям в Воронеже не было. Мы не зависим от крупного товаропроизводителя, и это позволяет нашей экономике функционировать относительно стабильно.

– То есть нынешнюю экономическую ситуацию в регионе можно назвать благополучной?

– По многим показателям – да. Мы долгое время ориентировались на соседние регионы – Липецкую, Белгородскую области. А ведь по результатам недавнего мониторинга Минрегиона Воронежская область вошла в число 20 субъектов Федерации, в которых уровень социально-экономического развития выше, чем в среднем по стране. Это хороший рывок, но останавливаться и почивать на лаврах все равно нельзя.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Вчера представитель от Воронежской областной Думы в Совете Федерации Сергей Лукин и заместитель председателя регионального парламента Владимир Нетесов вручили почетные грамоты Воронежской областной Думы лучшим работникам строительной отрасли региона. Церемония была приурочена ко Дню строителя, который в 2013 году отмечается 11 августа.

Открывая торжественное мероприятие, Владимир Нетесов от имени депутатов регионального парламента поздравил всех строителей области с профессиональным праздником. «Работа, которую вы делаете, очень важна для социально-экономического развития области, – подчеркнул вице-спикер. Владимир Нетесов также поблагодарил ветеранов отрасли, которые, по его словам, заложили фундамент для нынешних достижений строителей.

Подробности – в следующем номере