Газета,
которая объединяет

В соавторстве с природой

Бутурлиновский умелец укрощает дерево и камень
Рубрика: Хобби№ 99 (1673) от
Автор: Оксана Мишина

Преподаватель Бутурлиновского педагогического училища Федор Митрофанов оговаривается: природная скульптура, которой посвящено фактически все его свободное время – увлечение, не претендующее на нечто большее. Стоит, однако, увидеть воочию, как выглядят плоды этого хобби, дабы убедиться: у Митрофанова – золотые руки, отменное чувство линии и пропорции, особый взгляд на окружающую среду. Не то что «коллега» любитель – художник-профессионал позавидует.

Былинные персонажи и вполне «реальные», пусть и с утрированными «деталями», животные. Портреты великих: Пушкин, Андерсен. Птицы «в образе» – сказочные и не только: гуси-лебеди, совы зловещие. Диковинные цветы, которым, в силу самодостаточности, не нужны вазы; с воображением у бутурлиновского мастера – тоже полный порядок.

Призвание – учитель

«Да всю жизнь этим занимаюсь...» Ответ умельца на вопрос о том, как давно природная скульптура вошла в его жизнь, требует коротенькой биографической справки – чем эта самая жизнь описывается?

Федор Митрофанов родился в 1966 году в Волгоградской области. Резьбой по дереву начал увлекаться, учась в шестом классе. Тогда же отец, одобрив занятия сына, соорудил в кузнице резцы, в пристроенной к сараю небольшой комнатке установил верстак и тиски. Приобрел режущие инструменты; так у начинающего мастера появилась своя мастерская.

По окончании школы Митрофанов поступил в Бутурлиновское педагогическое училище. Позже были годы учебы в Курском государственном педагогическом институте, после чего юноша вернулся в Бутурлиновку. Сегодня Федор Викторович заведует художественно-графическим отделением родного училища и преподает академический рисунок. Чем очень доволен; говорит, что учить рисовать других – и есть его настоящее призвание.

«Учитель и художник – разные вещи», – еще одно митрофановское откровение. И – тем не менее: скульптурки из причудливо переплетенных древесных корней, наствольных наростов, сучков, камней и даже древесного гриба – разве не полноценные художества?

«Природа кого хочешь вдохновит», – скромно открещивается мастер от роли «первой скрипки», отдавая приоритет воле стихий. Мнения зрителей, однако, с такой постановкой вопроса расходятся.

Уметь увидеть

«И какую ж красоту люди делают!» – останавливается около мамонта, «развесившего» уши-грибы, восхищенная бабушка, показывая «красоту» не менее впечатленной внучке. «А старикан какой обалденный!» – делится наблюдением с другом молодой человек с фотоаппаратом в руках. И немедленно пускает прибор «в дело» – грех упустить возможность запечатлеть эксклюзив…

Специально «натуру» Митрофанов не выискивает: «Как-то сами интересные предметы на глаза попадаются. Вижу что-то, похожее на фигурку – из того ее и делаю; материал значения не имеет – какая разница… Однажды, к примеру, нашел в поле мореный камень с отпечатком брюхоногого моллюска – превратил его в рыбу. Ядро раковины – глаз…»

Федор говорит, что жестких алгоритмов его творчество не подразумевает. Бывает, природа постарается по максимуму – останется лишь кору с понравившейся ветки снять да обработать заготовку должным образом. «Взять эту собаку, – показывает мастер симпатичного деревянного щенка. – Тут только глаза мои, остальное все выросло. А где-то – наоборот: за маленькую, но выразительную деталь зацепишься – и она «выстраивает» образ в целом».

Резцы по дереву и камню, болгарка, зубила, шило – любой инструмент, способный оставить след на материале, годится для создания рукотворного шедевра. Что же касается «исходников» – «в природе всего полно». Правда, нужно уметь это увидеть. Федор Митрофанов – умеет.