Газета,
которая объединяет

Осторожно: люди!

Рубрика: Колумнистика№ 100 (1674) от
Автор: Анна Жидких

Поводом к написанию этой колонки явился телевизионный сюжет: старушку сбила машина. Казалось бы, двух мнений быть не может: даже если человек переходит дорогу в неположенном месте, дело водителя – отреагировать на эту самодеятельность с пониманием и адекватно. В своих же интересах. Особенно если машина лишена видеорегистратора.

А если несознательному пешеходу – сто лет в обед, сам Бог велел отнестись к «форсированию» им автотрассы снисходительно: старикам действительно часто трудно сделать лишний шаг. Дойти до перехода иному просто не под силу. Но, может, будучи в трезвом уме и твердой памяти, он все же в состоянии помочь человеку за рулем избежать трагедии? Ответ положительный. Но, к сожалению, небезусловный.

Так вот, про сбитую бабулю. Она­-то как раз немощью не страдала, перемещалась резво, хотя и с палочкой: камеры видеонаблюдения – тому доказательство. Шла, однако, не по тротуару (видимо, ширина тракта не устроила), а по проезжей части; машин на ней не было. Но припаркованные к обочине дороги – имелись. Одна, габаритный грузовик, решилась на маневр: показала задний ход – и стала выезжать в направлении нарушительницы. Задом. И, выровнявшись, задом же двинулась ей навстречу – медленно, но верно.

Бабушка, «перекрытая» кузовом, в поле зрения шофера не попала: он физически не мог ее видеть. И что предприняла потерпевшая, наблюдая приближение автомобиля? Нет, не отошла в сторону, даже не попыталась – остановилась аккурат в «мертвой зоне»! Посреди дороги. И – поверить трудно – стала злобно грозить грузовику своим «посохом». Тот, естественно, этого жеста не узрел: женщина оказалась под колесами…

Зачем она, прекрасно видя, что стоит на одной линии с движущимся источником опасности, качала права, которых нет? Почему люди, особенно пожилые, с замедленной реакцией, не понимают элементарного: водитель и автомобиль – не одно и то же? У машины отсутствуют органы чувств, ее бесполезно стыдить. Часто она не останавливается в роковой момент не потому, что не хочет. А потому, что не успевает. Технические характеристики авто его владелец сильно не скорректирует при всем желании.

Есть объективные вещи: длина тормозного пути и так далее. Не считаться с этой данностью может только само­убийца. Но водитель в любом случае окажется центральным персонажем трагедии: так мы воспитаны.

Почему человеку с младых ногтей не внушают, что он, будучи пешеходом, автоматически становится таким же участником дорожного движения, как и водитель? Не напоминают с трибун, что пешеход на дороге обязан соблюдать общепринятые правила? И нести ответственность за пренебрежение ими не только в скандальных случаях – при любом нарушении. Автоинспекторы на воронежских магистралях – явление привычное. А вот наблюдателя за пешеходами я что­то ни разу не встречала. Камеры, что ли, специальные вешали бы…

Конечно, сегодняшний Воронеж – не самый бескультурный город в смысле поведения людей на дорогах. Но и у нас сплошь и рядом народ перебегает проезжую часть, не утруждаясь поиском зебры. Многие – именно многие! – пересекают магистраль в неположенном месте, ведя за ручку ребенка. Это какую ж голову надо иметь…

Осенью-­зимой проблема взаимоотношений «водитель – пешеход» усугубляется. При недостаточной естественной освещенности и, соответственно, не самой лучшей видимости отреагировать на непредсказуемого нарушителя пешеходного режима труднее, чем при долгом световом дне. К тому ж одеты мы осенью и зимой, как правило, в мрачные тона: пешеход, бывает, не отличается от окружающей среды, сливается с ней. Вздумает перебежать дорогу где попало – поди вовремя заметь. А как вам патологически общительные граждане, переходящие дорогу с телефоном около уха, которые в упор ничего вокруг не видят? А вальяжные особи, демонстративно дефилирующие со скоростью черепахи перед машинами, пережидающими их в длинной очереди: стойте, ждите! Мы идем! А торопиться нам некуда…

Воззвания к водителям заботиться о безопасности пешеходов звучат повсеместно, тогда как пешеходов думать о водителях никто не просит. Игра в одни ворота не бывает результативной. А сознательность нашего человека проявляется на дороге меньше, чем где­-либо: традиция, однако.

Написав колонку, вспомнила, что ее заголовок один в один повторяет название книги воронежского прозаика Александра Ягодкина. Прости, Саша, за невольный плагиат: подкорка сработала. Но я ей благодарна: более точного названия для этих заметок не придумаешь.