Газета,
которая объединяет

Баба Рая за всех

Рубрика: от
Автор:

Когда был с другом в гостях на малой родине в Лисках, он что­-то спросил у моей мамы про местного главу Шевцова. «Ой, а я и не знаю, его выбрали вообще?» – задала мама встречный вопрос. Мама не очень волнуется по поводу районной власти, потому что давно близка к самой высокой власти – народной.

Зовут ее баба Рая, она раньше жила с нами через огород и всю жизнь была зримым подтверждением слов из советской песни, где «человек проходит, как хозяин необъятной Родины своей». Раиса Яковлевна никогда не была в оппозиции, но заставляла власть делать то, что нужно ей. И какой­-то административный статус ей был совсем не обязателен, чтобы и Виктор Шевцов, и мэр Лисок Евгений Митюрев помнили имя и фамилию бабы Раи наизусть. С Шевцовым у них (поскольку оба – крутого нрава) дружба то и дело сменяется конфронтацией, с Митюревым – полное взаимопонимание. Он всегда выслушивает бабу Раю и делает, как она желает. Тем более что ничего неадекватного Раиса Яковлевна не желает: ну, к примеру, чтобы дискотека в городском парке заканчивалась на час раньше, ибо музыка пенсионерам (а может, и не только им) заснуть мешает.

Баба Рая находится на связи с несколькими министрами, депутатами Госдумы, разве что Путин ей пока так и не ответил. Зато «прямая линия» с другим сановитым Владимиром – главой РЖД Якуниным – прошла этим летом на все сто. Многие люди думают, что на эти «прямые линии» консультанты от власти назначают своих вышколенных «свадебных генералов», давно потерявших связь с действительностью. Может, где­-то так и есть. Но баба Рая, как всегда она это делала, заявилась сама. За день Раису Яковлевну предупредили, чтобы завтра из дома не выходила, будет прямое соединение. «Куда же мне идти, если я в лежке?!» – ухмыльнулась она в ответ. Энергичную бабу Раю в последнее время скосил недуг, поэтому и желания ее на этот раз были медицинского характера. Назавтра Якунин был поставлен в известность, что участнику войны и просто русской, много сил отдавшей стране женщине (баба Рая, кстати, предпочитает, чтобы ее называли «тетя Рая»; не важно, что ей – девятый десяток) нужна дорогая операция на позвонках. Якунин сказал – сделаем.

А как конкретно претворяются в жизнь обещания сильных мира сего? Где-­то через месяц с героиней связались из Дорожной клинической больницы Воронежа. Занимался ею один из лучших наших хирургов Леонид Эмильевич Антипко. Баба Рая хотела оперироваться (надеюсь, не нужно пояснять, что она сама руководила лечением?), а еще прокапаться одним импортным лекарством. Которое «наглецы» в местной больнице предложили ей купить за собственные средства. Леонид Антипко объяснил, что операция в ее возрасте нежелательна, а капельницу за счет Якунина – сделали. Вообще, обходились в больнице с бабой Раей, как с английской королевой. Впрочем, как вы догадываетесь, ей к этому не привыкать. Недавно у бабы Раи стала болеть и «страшно дергать» рука; мама, будучи у нее в гостях, вызвала «скорую». Причем баба Рая рассчитывала на «скорую» как на такси, ведь в поликлинику она дойти не могла, но решила обязательно сделать снимок своей руки. Врач «скорой» оказалась юной женщиной лет сорока, у которой тоже есть характер. Она, не зная, с кем имеет дело, сказала, что «скорую» для таких вещей не вызывают». Тогда баба Рая быстро (в каких­-то четверть часа) разъяснила девушке политику партии, и они с моей мамой поехали в поликлинику. К хирургу, конечно же, была очередь. Естественно, все решили, что нарвались на «блатную», когда баба Рая, не глядя ни на кого, проковыляла в кабинет. Хирург поликлиники сказал, что «сегодня снимок сделать не получится», но через час баба Рая уже разглядывала еще мокрый рентген своей руки. Лечения в этот раз особого не понадобилось: пока суд да дело, рука как-­то сама отпустила.

Кто­-то, верно, думает: «Что за вредная старуха, ей­-богу!» Да, баба Рая своенравна и крута характером, обидчива, всегда знает, как все должно быть. Короче, у нее полно недостатков. Но одного точно не было никогда. Ей не знакома трусость. Она никогда не пасовала перед начальством. И перед врагом. В 43­-м, когда ж/д узел Лиски как стратегический объект играл свою роль в подготовке Сталинграда, 16-­летняя Рая днем работала на телеграфе, в выходные ухаживала за ранеными в госпитале, еще рыла окопы с нашей стороны Дона. В общем, как она говорит, «участвовала в сопротивлении». Была не только бесстрашна, но и предприимчива. Когда разбомбили магазин, притащила домой мешок и ящик с продуктами: семь ртов жили на этом месяца два.

Рая всегда жила с уверенностью, что этот мир принадлежит ей по праву. Да, часто это принимало у нее гипертрофированные формы. Впрочем, «старикам везде у нас почет», не так ли? Баба Рая принимает эту максиму за чистую монету. Она имеет право. Как и все поколение начала века, вынесшее многое, что нам сегодня и не представить. Увы, не все старики в силу характера могут потребовать от жизни свое. Поэтому требуют такие, как баба Рая. За всех.