Газета,
которая объединяет

В культпоход!

Что и кто стоит за линией «Фронта»?
Рубрика: от
Автор:

Месяц назад в Воронеже возник «Культурный фронт». Появился – в противовес засилью «эрзац-культуры, элитарной субкультуры агрессивных меньшинств, которые возводятся в ранг государственной политики в отдельно взятом регионе». Цитата – из обращения ВОВО «Культурный фронт» президенту РФ Путину.

Если вы хотите узнать поподробнее об «элитарной субкультуре агрессивных меньшинств», обратитесь к 470-страничному докладу «Воронежский пульс» и, может быть, найдете там все эти вещи. И заодно наверняка станете первым, кто прочитал весь доклад, против «агрессии» которого восстал целый «Фронт».

И вот на третьем его заседании участники общественного объединения решили «перейти от эмоций к выработке программы конкретных действий». А для чего же еще существует фронт, как не для боевых действий? Для анализа явления лучше было бы, конечно, увидеть плоды этих запланированных действий. Но такого подвига мы в первый месяц не ждем от общественного объединения, которое родилось из специфического чувства обиды.

Активист «Фронта», политолог и редактор газеты Дмитрий Нечаев рассказал, что силами редакции начал объезд самых разных уголков Воронежской области, где очаги культуры находятся в разрушенном или полуразрушенном состоянии. Недостатка в них нет. Да что там уголки – и в самом Воронеже есть примеры аналогичного отношения к очагам культуры. Вспомним, например, ДК имени Кирова на левом берегу, уже не первый год завешенный рекламным полотном. «Может, не стоит финансировать дорогостоящий Платоновский фестиваль или строительство нового здания Камерного театра, пока не будут капитально отремонтированы все сельские и городские ДК и в них не забурлит жизнь?» – обратился к единомышленникам Нечаев.

И отчего это у нас все — либо-либо? Почему нельзя – и то, и другое? Потому что культура финансируется на остатки? Вот за исправление этого вывиха, наверное, в первую очередь и должен бороться «Культурный фронт». Кстати, к увеличению бюджетной статьи расходов на культуру призывает и резолютивная часть доклада, что так отмобилизовал фронт. Однако на этом пункте никто из «культурных фронтовиков» особенно внимания не заостряет. И понятно, почему. Потому что, сколько бы ни было выделено денег, их одинаковым слоем по всем учреждениям не размажут. У распределителей бюджета есть фавориты.

И в «Культурном фронте» их называют поименно. Один из них – худрук Камерного театра Михаил Бычков. Он пригласил для создания нового здания Камерного московского архитектора Сергея Куцевалова, чтобы вместе с ним решить интерьеры театра в стиле лофт. И хотя генподрядчик уже начал строительство, дизайн театра продолжает дорабатываться.

Разыскиваются новые фирмы-подрядчики. Известно, что Михаил Владимирович отдает предпочтение итальянцам и немцам. Ну как тут сдержать чувства патриотическому культурному лагерю, что большей частью и составил «Фронт»?

Однако не ангажемент итальянцев с немцами прежде всего ставится на вид Бычкову. Не секрет, что «Фронт» развернулся против конкретной персоны – нового ректора ВГАИ Эдуарда Боякова, припечатавшего вместе с соратниками в докладе «Воронежский пульс» воронежскую интеллигенцию.

Интеллигенция – здесь слово ключевое. Ибо иные городские сословия «спорами о воронежской культуре» не то что не интересуются, им об этом просто мало что известно. Первым делом заметим, что «фронт» собрал далеко не всю интеллигенцию, что есть в Воронеже. Иначе и быть не могло, ведь интеллигенция большей частью состоит из закоренелых индивидуалистов – даже когда они традиционных патриотических взглядов. Но, по-видимому, собрал всю ту, что готова и желает объединяться. Всего во «Фронте» около 500 человек – координаторы общественных организаций, солисты и актеры театров, несколько воронежских депутатов.

Месяц существования КФ дает нам почву и для других социологических выводов. Сегодня в ожидании активизации военных действий можно прочесть множество социологических выкладок на тему культуры. Сколько респондентов поддерживают «традиционные ценности», сколько – «либералов», а кто – за опричников из романов Сорокина. Все эти любопытные результаты опросов, как правило, имеют отдаленное отношение к повседневной практике. Ибо она раскрывается в действиях, а не в умозрительных ответах на вопросы.

Поэтому КФ для наблюдателя является неким зондажем потенций культурной общественности. Может, на примере «фронта» мы видим всплеск инициативы среднего класса, что последние 20 лет выращивался в пробирке? Или «Культурный фронт» – это, говоря языком его идеологов, пример работы современного земства. Того, что есть.

Летом во время избирательной кампании мэра Воронежа в столице Черноземья появился «Городской Совет» (о котором «Берег» сообщал читателям). Это был пример земского порыва так называемых либералов, опять же тех, что захотели объединиться. Теперь вот у нас культурное явление из другого лагеря. Пусть ему повезет больше.

«Теперь «Культурный фронт» ждет тяжелая и длительная черновая работа», – решили его инициаторы на третьем знаковом заседании.

Нет, все-таки здорово, что «культурное противостояние» случилось на воронежской земле. Когда еще так страстно спорили чиновники, журналисты и политологи о том, как «взорвать культурную среду и заставить ее заново открывать смыслы»? Причем многие бескорыстно, поверьте. Просто – ради славы. Это новый актуальный виток старой борьбы «западников» и «славянофилов».

На чьей стороне сегодня власть? Региональная – на одной, федеральная (если учитывать «валдайские тезисы») как будто – на другой. Однако предмет спора – дело не столько власти, сколько – общества, что находится в тылу фронтов, где идейная вражда не остывает. Например, председатель координационного совета «Культурного фронта», заслуженный артист Александр Назаров, обличая противников, объявил, что «французское слово «Le libertin» означает как либерала, так и распутника, то есть – развратника».

Я этого не знал, проверил – да, в самом деле, так тоже переводится. Но это не основание для артиста сразу причислить себя к светлым и непорочным людям. Мы, городское население, ближе всего сегодня к распутникам и блудным детям. И традиционная культура, увы, не страховка от такого состояния. Корни его куда глубже человеческой культуры. Но не сдаваться же на милость (тем более, ее все равно не будет) врага рода человеческого. Нет, конечно. Но откуда такая уверенность в собственной значимости? Вместо фронтов – за рок, за оперу и за балет – лучше делайте хороший театр, рок, оперу и балет. Ведь наш воронежский театр, на мой взгляд, вытерпеть невозможно, причем что Кольцовский, что Камерный (про «оперный» не говорю, чтобы не прослыть совсем распутником). Вспомним, с чего начался «антиникель». Только-только замаячила добыча, как сразу заговорили о матери-природе. Я конкретно про жителей Воронежа, среди которых обеспокоенных реально куда больше, чем насчитывает власть. Но почему же о Хопре радеете, а родное болотце, именуемое морем, внутри города загажено-перегажено? Оно что, не природа? Не мать?

Научиться бы ценить то, что есть, до того, как на него покусились злобные геологи и культуртрегеры. А еще бы делать свое дело так, чтобы было чем дорожить.

Затеют ли в Воронеже «Фронт спасения нашего моря»? Подождем, когда немцы или итальянцы сделают по воронежской воде доклад…