Газета,
которая объединяет

Растопить стекло

Удивительные бусины делает воронежская мастерица
Рубрика: Хобби№ 79 (1361) от
Автор: Наталия Дрозд

Лэмпворк – искусство создания из стеклянных прутьев и трубок красивых переливающихся шаров всех оттенков и форм. А также разноцветных бабочек, искрящихся на солнце цветов, изумрудных ящериц...

В России технология работы с фигурным стеклом стала известна не так давно, а «привезла» ее в нашу страну жительница Воронежа Ольга Остапенко.

Самая первая

Ольга с детства увлекалась рукоделием, ее самодельные вещицы из разных материалов всегда привлекали к себе внимание людей. Но девушка искала новые грани своего таланта, и, когда узнала о технике лэмпворк, непременно захотела ее освоить.

– У меня хранились бусины, выполненные в технике лэмпворк, я решила найти информацию в Интернете об этом увлечении, загорелась идеей делать такую красоту, – вспоминает Ольга.

Первым шагом на пути к цели стало создание в «Живом журнале» сообщества, посвященного лэмпворку. Тогда этого термина вообще никто не знал, да и сейчас в России чуть более сотни «последователей» Ольги.

Для того чтобы создавать из стекла разноцветные бусины, необходимы соответствующие инструменты – горелка, печь для отжига, стеклянные прутья, спицы, на которые «наматывается» расплавленное стекло. Пинцеты, насадки. Все эти «детали» Ольге пришлось заказывать за границей. Но когда удалось создать «стартовые экземпляры», стало ясно, что усилия были приложены не зря.

Простор фантазии

Чтобы придать нужную форму горячему стеклу, требуется ювелирная точность в работе с инструментами. Никаких готовых форм у мастеров лэмпворка нет, разве что для создания идеально круглых бусин используется специальная лопатка. Бусины, сделанные мастерами лэмпворка, могут иметь самый разный вид, однако размер изделий лимитирован. Ольге удается создавать десятисантиметровые статуэтки «богинь» (именно так она называет женские фигуры), и это, по ее мнению – максимум. Хрупкие конструкции не терпят колоссальных величин.

– Вообще, я не гоняюсь за формами, – признается Остапенко. – Мне, например, неинтересно делать всяких зайчиков и белочек. Гораздо увлекательнее изучать, как поведет себя стекло, какими эффектами оно обладает. Иногда, бывает, сажусь работать и даже не представляю, что получится в итоге. Но результат всегда нравится – стекло знает, каким ему быть.

Готовые бусины могут существовать как отдельно, так и в виде статуэток или оберегов. Нередко кругляшки нанизывают на струну – получается стильное украшение.

Экстремальное рукоделие

Для того чтобы бусины выходили действительно хорошего качества, необходимо сырье, отвечающее всем требованиям. Ольга покупает только немецкое или американское стекло для плавления, не жалея денег на этот материал.

– Поэтому раздариваю я не так много своих изделий. В основном продаю, ведь такое хобби – не из дешевых, – объяс­няет Ольга.

Кроме того, оно еще и требует предельной осторожности, так как температура пламени горелки – 20000С, и, чтобы работать с таким «жаром», нужно быть начеку.

– У меня случались ожоги, чтобы скрыть их, пришлось татуировку сделать, – рассказывает Ольга. – Однажды даже бусину к спине умудрилась прилепить.

Не очень любит Ольга обучать своему увлечению других – терпения, говорит, не хватает. Но вот ее последователи – единомышленники и друзья из Москвы – частенько проводят мастер-классы, в которых Ольга нередко участвует.

– Шестилетняя дочка иногда подходит, надевает очки, смотрит, как я работаю, и спрашивает: «Мам, а ты меня научишь?» Ее, конечно, со временем научу всему, что знаю, – улыбается Ольга.