Газета,
которая объединяет

Ищет свое удивление

В галерее «Х.Л.А.М.» открыта персональная выставка Кирилла Савельева
Рубрика: Культура№ 7 (1722) от
Автор: Анна Жидких

Она уже вторая по счету – выставка работ молодого воронежского автора, который к представителям современного искусства себя не причисляет. Но, по мнению директора галереи «Х.Л.А.М.», таковым является. В силу чего, благодаря директорской воле, и выставляется на площадке, предназначенной для выступления актуальных художников.

Называется выставка странно – «Фотографии». Странно в том смысле, что в нашем случае обедненный посыл к прочтению экспонатов попахивает лукавством: автор на контрасте с расхожим (и однозначным) толкованием этого термина показывает себя отнюдь не традиционным фотографом-бытовиком, озабоченным поиском ловкого, в обывательском понимании, кадра.

Все и ничего

«Остановись, мгновенье, ты прекрасно» – явно не девиз Савельева. Хотя именно мгновенье остановить он стремится старательнее, чем иной его профессиональный коллега. Что же демонстрирует фотография Кирилла? На мой взгляд, все и ничего – в идеале. Этот антагонистический набор дает возможность поломать зрительскую голову. А иногда и душу.

Люди, снятые со спины на фоне подчеркнуто реалистичного и неоригинального пейзажа. Семейное застолье, лишенное аффектации (дежурное «сейчас вылетит птичка» вряд ли звучало перед тем, как аппарат приведен в действие). Фрагменты, уж извините за патанатомический «сленг», человеческого тела. И т.д., и т.п. – мозаика, одним словом, буден в кулуарном, домашнем интерьере. Уютом в котором не пахнет: все больше изнанка повседневности выставлена на показ. Она Кирилла не только интересует, но и вдохновляет.

Наш автор – молодой человек; родился в Воронеже в 1989 году. В 2012-м закончил журфак ВГУ. В том же году и в том же в «Х.Л.А.М.е» состоялась первая выставка Кирилла Савельева «Я люблю фотографировать». Тогда стало понятно – и вправду любит. Теперь впечатление немножко трансформировалось: человек любит показывать, что любит фотографировать. И любит настаивать на том, что прав. Во всем, безоговорочно; есть в работах неприкрытая безапелляционность.

Нынешняя выставка в сравнении с предыдущей кажется не только более категоричной, но и более нарочитой. Возможно, в данном случае это одно и то же. Почему возникло такое впечатление-ощущение? Не исключено, цвет виноват; если прежде Кирилл выходил на публику с черно-белой фотографией (а никакая другая, на мой взгляд, не может быть абсолютно правдивой), то сейчас он показывает себя, скажем так, в цвете. Посредством чего привносит в изображение оценочность – довольно внятное авторское отношение. Чего, по замыслу, читаться не должно, иначе какие же это «Фотографии»? Коли они – без эпитета, согласно заявке, то бишь окраски? Фактор риска, не иначе…

Великодушие к персонажам

– Когда Савельева спрашивают, как возникают его работы, он отвечает, что во время съемок часто не понимает того, что видит, что происходит перед его глазами, – говорит Алексей Горбунов. – Кирилл перевоплощает изношенный житейский материал в пространство и образы большой силы, переводит «максимальную» реальность в художественное качество. Мало кому доступны подобная сдержанность и обедненность, ведь у мастеров в ходу спецэффекты, символы, шутки, красоты и проповеди. И еще: ко всем своим многочисленным персонажам и к миру как таковому Савельев относится весьма великодушно. В работах воронежского художника царит неточность, но его «картинки» или группы «картинок» дают ощущение жизни. Кирилл ищет свою правду, и художественная часть его работ стократно выигрывает у репортажной. Кажется, что Кирилл Савельев ищет свое удивление.

Мне кажется немножко по-другому: Кирилл Савельев ищет способ удивить зрителя. Причем в данный момент склоняется к тому, что способ этот уже найден. В чем, вообще говоря, можно и посомневаться: экспонаты второй персональной выставки заметно «погламурнели» в сравнении со своими предшественниками двухгодичной давности. Не то что это неинтересно, нет: Кирилл в любом случае молодец, потому что подключает к технике мозги и нервы (которые – как бы отключает; такой вот парадокс). Но известную артистичность, противопоказанную именно «Фотографиям», работы его выдают. Может, этот момент – следствие недавнего трудоустройства в студию модного фотографа Алены Кузьминой, работающей на глянцевые издания? Так или иначе, сегодняшний этап творчества Кирилла – явно промежуточный. Мне, во всяком случае, хочется так думать.

Будь осторожен!

Основания для радужных надежд – не беспочвенные: Кирилл Савельев – человек творческий, как говорится, до мозга костей. До того, как пять лет назад увлекся фотографией, в круге своих интересов имел сочинительский опыт (писал прозу), проиллюстрировал рисунками собственную книгу «Невероятные приключения алкоголика Максимова», играл и пел в группе «Плохая команда» (позже преображенной в «Плахую каманду»). Последнее занятие финал имело яркий: однажды во время выступления музыкант разбил гитару – и с тех пор с этим делом завязал. А вот прозой, похоже, до сих пор балуется. Во всяком случае, Алексей Горбунов познакомил меня с целой россыпью афоризмов Кирилла; больше всего запомнилось – «Будь осторожен – вокруг пропаганда веселья». Что же касается сомнительного перехода от черно-белого изображения к цвету, Алексей Юрьевич комментирует сей факт следующим образом:

– О том, что фотографии в экспозиции будут цветными, я узнал за два дня до выставки; для меня известие было неприятным. Объяснил Кирилл это тем, что черно-белая фотография, на его взгляд, сейчас превращается в клише. А как раз цветная идет против течения… Я понимал, что при таком раскладе усложняется задача показать художественную тактику автора, его манеру. Но – пришлось смириться. И поискать формы подачи этого «цветного» творчества.

Поиск форм привел к появлению в экспозиции разноформатных фотографий: огромные «кадры» соседствуют с миниатюрками. Мне ближе последние – как раз в силу отсутствия гнетущей нарочитости, о которой говорено выше. И постановочности; в некоторых крупногабаритных работах она просматривается с неприятной очевидностью.

– Эту выставку многие называют более цельной, чем первая, – продолжает Алексей Юрьевич. – Цельность можно объяснить выбором темы: объекты съемки – домашние Кирилла, его близкие родственники.

Сложности общения

Присутствует в зале и видео: на экране – те же «нулевые», нейтральные «картинки», что и на фотографиях. Рядовые ролики в несколько минут с бабушкой и сестрой в главных (и единственных) ролях: одна ровным тоном рассказывает о какой-то знакомой, другая молча стоит у окна… Что тут от искусства? И почему оно «вытаскивается» из родных стен?

– Потому что дома, в отличие от улицы, снимать безопасно, – пересказывает объяснения автора Алексей Горбунов. – Домашних Кирилл не боится, тогда как к незнакомцу или незнакомке подойти с предложением съемки ему невозможно: такой человек.

Что, собственно, не скрывается от народа и самим фотографом, который откровенен:

– Не только с незнакомыми, но даже со знакомыми людьми мне сложно общаться. А навести на кого-то объектив – вообще самоубийство. Идеальный вариант – снимать через окно маршрутки или витрину магазина, украдкой.

Такой «исподтишковый» прием убивает двух зайцев. Кроме того что отпадает необходимость мучительного контакта с моделью, Савельев предвосхищает неизбежный эффект позирования: когда человек видит, что на него нацелились объективом – вольно или невольно «становится в позу». Перестает, то есть, вести себя естественно, а это – гибель для снимка. Если Кирилл это понимает, а он понимает – огламуривание, несмотря на мои опасения, ему вряд ли грозит. Как, впрочем, и крупный коммерческий успех, за которым парень точно не гонится.