Газета,
которая объединяет

Одномандатное дело

Рубрика: Колумнистика№ 16 (1731) от
Автор: Юрий Бабаян

В среду вечером депутаты Государственной Думы РФ приняли во втором чтении законопроект о выборах себя, любимых. Несмотря на значительное число поступивших в проект поправок, уже сегодня можно сказать точно: страна возвращается к смешанной системе выборов в парламент.

Если кто забыл, напомню: подобная система в России существовала вплоть до выборов в ГД 2003 г. Тогда по партийным спискам избиралось 225 депутатов, и столько же – по мажоритарным округам. В одних регионах этих округов было больше, в других – меньше. В Воронежской области, например, их насчитывалось четыре. Однако после трагических событий в Беслане осенью 2004 г. в стране началось укрепление вертикали власти, «жертвами» которого стали как выборы депутатов по одномандатным округам, так и, например, всенародные выборы глав субъектов Федерации. В результате в 2007 и 2011 гг. россияне избирали своих депутатов исключительно по пропорциональной, партийной системе.

Сегодня, впрочем, происходит возвращение и того, и другого. И, в отличие от квазидемократических выборов губернаторов, предлагаемая система формирования парламента вполне может стать жизнеспособной.

Коротко о самой системе. Во-первых, о партиях. Теперь для регистрации в качестве участников предвыборной кампании политическим организациям было необходимо либо набрать на предыдущих выборах более 3% голосов избирателей, либо иметь свое представительство хотя бы в одном из региональных законодательных собраний. Если этого нет – не беда. Можно собрать подписи избирателей: не менее 200 тысяч в целом по стране, но не более 7 тысяч в одном регионе.

Во-вторых, о кандидатах по мажоритарным округам. Они могут быть либо выдвинуты зарегистрированными партиями, либо идти в порядке самовыдвижения. В первом случае они регистрируются автоматически. Во втором – им потребуется предоставить подписи не менее 3% избирателей округа (или не менее 3 тысяч, если общее число избирателей на округе менее 100 тысяч).

Ну и последнее – проходной барьер. Он останется на уровне 5%, как было решено депутатами Госдумы текущего созыва сразу после своего избрания.

Вроде бы предложенная система на руку всем, и прежде всего – населению. Жителям же всегда проще голосовать не за абстрактную партийную программу (список), а за конкретные обещания конкретного, может, даже и знакомого им человека. И в этом плане возврат к выборам по мажоритарным округам – верный шаг в сторону не просто либерализации, а самой настоящей демократизации политических процессов.

Однако есть одно «но», которое в условиях современной России не позволяет мне как избирателю выразить восторг данным законопроектом. И это «но» связано с фактической зачисткой политического поля, проходившей в той или иной мере во всех субъектах Российской Федерации. Что я имею в виду? Да пресловутую поговорку «Кто не с нами – тот против нас». В течение последнего десятка лет подавляющее большинство настоящих харизматичных лидеров по различным причинам вошло в партию «Единая Россия», и сегодня именно они выглядят наиболее перспективными кандидатами на победу в тех мажоритарных округах, по которым соберутся идти. Причем им даже не нужно будет обязательно искать выдвижения от партии власти. Подписи смогут собрать запросто и сами, ресурсов для победы хватит, а уже после занятия места в Государственной Думе войдут в соответствующую фракцию, увеличив тем самым ее численность.

Кто пострадает от такой схемы? Прежде всего, оппозиционные партии. Сегодня у них есть возможность аккумулировать на своих счетах голоса протестного электората. Завтра же, если законопроект будет в итоге принят в третьем чтении (а лично я в этом даже не сомневаюсь), такая возможность уменьшится ровно в два раза. Ведь их кандидаты-одномандатники явно не смогут соперничать на мажоритарных округах со ставленниками «Единой России». Исключения, несомненно, будут, но они только подтвердят правило. А если мы добавим сюда и возвращение графы «Против всех», то можно смело предположить: в Государственной Думе образца 2016 г. оппозиция будет еще более «смешной» и разрозненной, нежели она есть сегодня.

Тенденции, заложенные на федеральном уровне, обязательно будут иметь свое отражение и на уровне региональном. Так, некоторые СМИ уже распространили информацию о том, что в следующем году может быть изменена и система формирования Воронежской областной Думы. Если сегодня здесь количество депутатских мандатов делится поровну между «партийцами» и мажоритариями, то на выборах 2015 г. уже 75% кресел может быть разыграно между одномандатниками. Что из этого получится – предсказать не сложно. Попытайтесь подсчитать число сегодняшних региональных депутатов, победивших в мажоритарных округах и не являющихся при этом членами фракции «Единая Россия», и сами все поймете.