Газета,
которая объединяет

У него гранитный камушек в груди

В Воронеже переосмыслили творчество Вильгельма Гауфа
Рубрика: Культура№ 29 (1744) от
Автор: Юрий Бабаян

Спустя почти два века после смерти немецкого писателя Вильгельма Гауфа о его творчестве вспомнили в столице Черноземья. На сцене МБУК «Культурно-досуговый центр» (экс-ДК шинников) показали премьеру мюзикла «Каменное сердце», созданного по мотивам сказки великого штутгартца «Холодное сердце».

Премьерный показ окажется, видимо, и последним. По словам сценариста и режиссера «Каменного сердца» (а также – директора ДК) Сергея Сафонова, к работе над мюзиклом привлекались непрофессиональные актеры, собрать которых для повторного показа достаточно проблематично.

Чье золото ярче?

Краткое содержание сказки таково. Для достижения мечты о богатстве потомственный угольщик Петер Мунк идет в лес к Стеклянному человеку (в оригинале – Стеклянный человечек), чтобы тот дал ему все, о чем он попросит. Но на пути встречается Голландец Михель (в оригинале – Михель-Великан), который предлагает собственные услуги в вопросах обогащения. Петер на первый раз отказывается и все-таки получает искомое у того, к кому шел изначально. Однако вскоре в результате хитросплетений сюжета Мунк остается без копейки и вынужден все же обратиться за помощью к Михелю. Тот с радостью дает герою золото, но забирает сердце, заменив его куском камня. Естественно, финал сказки демонстрирует торжество добра: после неблаговидных поступков угольщик умудряется вернуть сердце обратно, но – лишившись вожделенного богатства.

Естественно, воронежский вариант сказки имел целый ряд серьезных отличий от первоисточника. Речь не только о коллективных танцах, без которых немыслим ни один мюзикл. В сюжет вплетены новые линии и персонажи, обеспечившие произведению новый колорит. Плюс, учитывая «народный» статус актеров и театра вообще, серьезное и мистическое содержание произведения разбавлено искрометным юмором – не на уровне фарса, но все же.

«Гамлет» как комедия

Правда, сам сценарист и режиссер считает мюзикл относительно серьезной своей постановкой.

– «Каменное сердце» – десятый из мюзиклов, которые я ставлю практически ежегодно, – рассказывает Сергей Сафонов. – Те, что ставил раньше, действительно были смешны – доходили до гротеска. Например, в финале «Гамлета», когда показывается торжество Клавдия, одна его жертва говорит, что Шекспира читала, а потому яд подменила безобидной жидкостью. И таких абсурдных моментов было очень много. А «Каменное сердце» – новый для меня тип постановок, более серьезный, что ли, философский.

– Юмор в «Гамлете»?! – поражаюсь я. – Да там одна тень отца Гамлета обычно ужас наводит!

– Да ладно! – смеется Сергей Александрович. – Такая смешная тень была, что весь зал при ее появлении хохотал!

Понимать человека

Кроме «Холодного сердца» и «Гамлета», за последние годы Сергей Сафонов поставил также «Ромео и Джульетту», «Вия», «Графа Монте-Кристо», «Дракулу», «Дона Жуана» и другие литературные произведения. Первые мюзиклы увидели свет задолго до того, как он занял должность директора Дворца культуры. Они появились еще в пору его работы в деканате факультета русского языка и литературы ВГПУ, а участвовали в этих постановках ребята практически из всех учреждений, в которых когда-то работал Сергей Александрович. Так, в постановке «Каменного сердца» танцы ставили участники коллектива «Фьюжн», занимающегося в «Культурно-досуговом центре», и ребята из ансамбля «Зимогоры» Дома детства и юношества Центрального района.

– Среди тех, кто играет на сцене, безусловно, много моих хороших друзей и знакомых, – говорит Сергей Сафонов. – Это совершенно нормально, потому что надо понимать: профессиональных актеров в труппе нет, и мне нужно писать сценарий под каждого конкретного человека. То есть, если я хочу получить от актера-любителя максимальный эффект – должен написать под него сценарий так, чтобы он наполовину играл самого себя. А для этого я, конечно, должен знать и понимать его.

О том, какое произведение мировой литературы падет жертвой его переосмысления в следующий раз, Сергей Александрович пока не знает.

– Как правило, известно это становится ближе к декабрю, – говорит он. – В январе пишется сценарий, а весь февраль мы репетируем, чтобы подготовить очередную премьеру к началу марта.