Газета,
которая объединяет

Великолепная шестерка

Объявлена выставочная программа Международного Платоновского фестиваля искусств
Рубрика: Культура№ 34 (1749) от
Автор: Оксана Мишина

Директор Платоновфеста Михаил Бычков на очередной пресс-конференции озвучил выставочную программу предстоящего, четвертого по счету форума, который пройдет в столице Черноземья с 5 по 15 июня. Помогли Михаилу Владимировичу ознакомить журналистов с фестивальными новостями заместитель директора художественного музея Крамского Ольга Рябчикова и директор галереи «ХЛАМ» Алексей Горбунов.

Количественный показатель грядущих «изобразительных» показов – самый большой в сравнении с предшественниками: фестиваль-2014 представит шесть выставок. Очень, чего и следовало ожидать, разных: формат форума предусматривает участие в нем не только безусловных (с точки зрения художественной ценности), но и спорных произведений. В любом случае, подчеркнул Бычков, это – возможность познакомить воронежцев с эпохой, в которую жил и творил Андрей Платонов.

Традиция и авангард

Первым – в день открытия фестиваля – на зрителя выйдет проект «Обожаю всяческую жизнь!» Это – живопись и графика знаменитого Александра Дейнеки из собраний Государственной Третьяковской и Курской картинных галерей; последняя носит имя классика. Обосновано присутствие его искусства на фестивале не только тем, что Дейнека – современник Андрея Платонова. Он еще и ровесник писателя: обоим в этом году исполняется 115 лет. Дейнеке – 20 мая, Платонову – 1 сентября.

Персональная выставка творца социалистического реализма, в «ранге» которого Дейнека вошел не только в отечественную, но и мировую историю, предложит воронежцам 34 работы мастера. В том числе – хрестоматийные, хорошо знакомые каждому россиянину со школьной скамьи «Будущие летчики» и «Окраина Москвы. Ноябрь 1941». Обещаны и «открытия чудные»; зрителю, в частности предстоит убедиться в том, что на заре творчества Дейнека испытывал явное влияние авангардных течений. Объясняется это просто: для художника не прошли даром годы обучения на полиграфическом факультете ВХУТЕМАСа, где преподавали далеко не только традиционалисты.

Выставка Дейнеки проработает по 13 июля. А вторая фестивальная выставка, которая расположится также в музее Крамского, будет самой «долгоиграющей»: стартовав 6 июня, продлится по 3 августа. Речь о проекте «Свобода – причина мира», объединившем русский авангард пяти ведущих провинциальных российских музеев – Краснодара, Пензы, Самары, Саратова и Ярославля.

В компании с Хармсом

78 работ 56-ти художников, принадлежавших к различным новаторским течениям трех первых десятилетий XX века (кубофутуризм, супрематизм, конструктивизм) – наполнение «авангардной» экспозиции. Туда вошли абстрактные композиции Александра Родченко, Владимира Стенберга, Александры Экстер, Веры Пестель, фигуративные картины Роберта Фалька, Аристарха Лентулова, Федора Захарова, Александра Куприна. Особое место занимает живопись и графика Натальи Гончаровой – амазонки русого авангарда, как называли ее современники.

Сочетание стилистики нео­примитивизма и экспрессионизма продемонстрируют нам работы Марка Шагала. Выразительны и другие лидеры «левого» искусства – Михаил Ле-Дантю, Варвара Степанова, Адольф Мильман, Василий Чекрыгин, Любовь Попова. Посмотреть на их труды тем интереснее, что долгие годы власть, как известно, не приветствовала авангардное искусство, поэтому большинство представленных на выставке произведений не показывалось. Хранились в фондах, разбросанных по всей стране – и, к счастью, сохранились.

7 июня зрителю предстоит знакомство с совершенно оригинальным материалом. Выставка «Случаи и Вещи. Даниил Хармс и его окружение» откроется в выставочном зале ВЦСИ. Воронежский Центр Современного Искусства – новая для Платоновского фестиваля площадка, безукоризненно вписывающаяся в орбиту Хармса – ярчайшего представителя Серебряного века, поэта, создателя экзистенциальной абсурдной прозы, участника эпатажной группы ОБЭРИУ (1927 – 1930). Можно будет увидеть личные вещи Хармса, новонайденные рукописи, книги из его личной библиотеки, фотографии.

Приглашает сценограф

Также в экспозиции – подлинные материалы, относящиеся к жизни и творчеству других обэриутов – Александра Введенского, Николая Олейникова, Якова Друскина, Константина Вагинова. Так, среди экспонатов – легендарный чемодан, в котором блокадной зимой 1942 года хранились рукописи Хармса, автограф «Серой тетради» Введенского. Приедут в Воронеж радиоприемник «Telefunken», принадлежавший Хармсу, книги и ноты с его маргиналиями. Кроме того, параллельно с работой выставки, в одном из залов ВЦСИ планируются показ фильма о Хармсе и экспозиция картин современных художников – интерпретации его творчества.

Продлится выставка до 29 июня. А в день ее открытия обнародуют еще один мощный фестивальный проект – выставку «Давид Боровский. Избранное», посвященную 80-летию известного театрального художника и организованную в сотрудничестве с музеем им.
А. А. Бахрушина. Откроется она в выставочном зале на Кирова. И представит публике эскизы театральных костюмов и макетов 14-ти спектаклей.

Выставку называют уникальной: впервые творчество Давида Боровского будет показано в таком объеме. Экспозиция объединит пять самостоятельных выставок, в разные годы представленных в «Мастерской» художника – «Избранное», «Начало», «Боровский в опере», «Король Лир», «Золотой век Таганки». Последняя сделана по спектаклям, созданным в сотворчестве с Юрием Любимовым, в числе которых – «Гамлет» с Владимиром Высоцким в главной роли и «Шарашка» по мотивам романа Александра Солженицына «В круге первом».

Боровского называли соавтором режиссеры Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Олег Ефремов, Лев Додин, Валерий Фокин и другие театральные авторитеты страны и зарубежья. Его работы – аскетичные, заостряющие смысл и создающие напряжение – считаются высшим достижением отечественной сценографии.

Место силы

Галерея современного искусства «ХЛАМ» – еще одна фестивальная площадка нынешнего года. Там 8 июня откроется выставка «Сокровенный человек»; такое название дал ей сам автор, один из основоположников российского гиперреализма, участник группы «Шесть» Сергей Базилев. Воронежцам этот художник знаком по прошлогодней выставке «Аркадия», которая работала в том же «ХЛАМе». И собрала благожелательную прессу плюс кучу преприятных зрительских впечатлений.

Базилев – живописец особого рода. «Он не расходует себя на скрупулезное изображение предметов, – пишет о художнике искусствовед Олег Зверев. – Его, в первую очередь, интересует энергетика создаваемого полотна, передача драматургии сюжета через цвет».

Какие работы составят «Сокровенного человека» – пока загадка для всех, не исключая самого автора. Базилев приедет в Воронеж весной, снимет домик в Дивногорье. И там, дыша воздухом Андрея Платонова, напишет серию картин – портреты людей, «сокровенных» для художника. А именно – его воронежских друзей и соратников.

С Платоновым Базилева роднит основополагающее обстоятельство: они оба относятся к творцам, которые не поддаются представлениям о жизни, навязанным извне. «Воронеж – это не только «место силы», – говорит Сергей. – «Это пространство «нечаянной радости жизни», где продолжается платоновский карнавал».

Что же до отечественного гиперреализма в плане концепции – он возник как противопоставление реальности частной жизни советскому официозу (в обывательских тире будничных его проявлениях). И, в отличие от гиперреализма западного, визуализирующего мифы эпохи потребления, мифологизировал личную жизнь художников и их ближайшего окружения. Гиперреалист, если формально, показывает интерес к человеку, живущему по любви, а не по идее.

Человеческая история

Последний в череде фестивальных выставок – «Иерусалим не просто город», фотопроект израильтянина Дмитрия Брикмана. Эту выставку, начиная с 8 июня и заканчивая 29-м, покажут в выставочном зале Союза художников на Пушкинской – новой для Платоновфеста площадке. Интересно будет увидеть, как используют ее камерность организаторы демонстрации искусства одного из самых известных израильских фотографов.

Михаил Бычков пояснил: фотография Дмитрия Брикмана – попытка остановиться и осмыслить то, мимо чего обычно проходишь, не замечая. И, соответственно, не задумываясь. Заглянуть в глаза людям, с которыми на мгновение свела судьба. Автор приглашает зрителя не рассматривать фотографии, а читать их. Ведь за каждой – человеческая история. Даже за той, на которой нет людей.

В экспозицию вошли портреты, жанровые снимки, репортажные фотографии. Их уже оценили Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Новосибирск. В нашем же городе Дмитрий Брикман не просто представит свои работы, но и проведет – 9 июня – мастер-класс «Фотография. Увидеть увиденное». Расскажет, как научиться «видеть» человека, судьбу, тишину, любовь, творчество, музыку… То, одним словом, что видеть нельзя.

Выставка и мастер-класс организованы в партнерстве с Посольством Израиля в России. А насчет Брикмана можно добавить: он, кроме всего прочего, еще и автор фотографических серий, посвященных музыкантам и театру. В августе прошлого года на кинофестивале «Окно в Европу» состоялась премьера его фотофильма «Екклесиаст. Фотоперевод».