Газета,
которая объединяет

Эпоха Лосева

В зале на Кирова работает юбилейная выставка известного воронежского художника
Рубрика: от
Автор:

Есть, признаться, у меня собственный тест на уровень профессионализма художника: его умение (или неумение) создавать автопортреты. Разумеется, критерий этот – из разряда субъективных, а, значит, спорных. Но, как ни поверни, если человек способен «прочитать» себя в тех же тонкостях, которые обычно замечают и отмечают только люди «со стороны», он действительно мастер: умный, проницательный, честный.

Речь идет, разумеется, не только о внешнем сходстве с натурой: этого способны достичь многие. А вот достоверно изобразить собственный характер и то, что с ним связано (да-да, судьба та самая), дано лишь избранным. Василий Лосев, безусловно – в их числе, которое никак не стремится к бесконечности.

Развивалось и развивается

Есть авторы, которых уважают коллеги и ценители творчества независимо от возрастов, должностей, эстетических пристрастий и веяний времени. За что? В первую очередь, если пока оставить за скобками такую «безделицу» как талант – за несуетное и ответственное отношение к делу. За нежелание выходить в тираж и сверкать (светиться) повсеместно на манер елочной игрушки. За то, что такие люди остаются верными себе, как ни выспренно, может, звучит…

Сегодня произведения Василия Тимофеевича Лосева можно видеть в выставочном зале на Кирова – там развернута его большая персональная выставка, посвященная восьмидесятилетию автора. А творческая биография художника насчитывает без малого полвека. Сотни лосевских картин, графических листов, гравюр, офортов прошли по краевым, республиканским, всесоюзным выставкам. Множество работ опубликовано в печати, немало тех, которые хранятся в музейных фондах и экспонируются в постоянных экспозициях российских и зарубежных учреждений соответствующей направленности. Поэтому когда начальник городского управления культуры Иван Чухнов заговорил, поздравляя юбиляра, об «эпохе Лосева» – преувеличением такая сентенция не выглядела: Василий Тимофеевич действительно из породы тех «зубров» от воронежского изобразительного искусства, благодаря которым оно, собственно говоря, и развивалось, начиная с момента создания местного отделения Союза художников. И развиваться продолжает, чему свидетельство – масштабная выставка на Кирова.

Полнота жизни

На мой, опять же, субъективный взгляд, работы Василия Лосева – и живописные, и графические – очень похожи на своего автора. Они деликатны по чувству, сдержаны по темпераменту и ясны по мысли. Которая близка, наверное, всякому русскому человеку. Потому что художник «благодарно помнит свои истоки и корни, и мир деревенского детства (он уроженец воронежского села Бирючий близ Савальского леса), мир, осененный среднерусской природой, в лучших его гравюрах – «Дожди идут», «Зимний день», «Над Доном» – предстает как еще не утраченная радость и надежда человека». Эти слова вышли из-под пера воронежского писателя Виктора Будакова, приверженца той же «почвенной» эстетической платформы, что и Василий Лосев. Показатель, однако: традиционалисты от искусства и литературы понимают и чувствуют друг друга как родные братья. Значит, связь их с этой самой платформой – и впрямь кровная, неразрывная и пожизненная.

Конечно, природа художника Лосева – не единственный сущностный акцент его творчества. На протяжении всей творческой жизни Василий Тимофеевич много и успешно занимался индустриальными сюжетами, создавал целые серии работ, посвященных авиаторам, мостостроителям. Запечатлел он и таких титанов поэтического Олимпа как Кольцов, Никитин, Бунин. А мне помнится с юности портрет поэта Виктора Панкратова, где тот изображен с неизменным своим красным шарфом; сам Виктор Федорович, царство ему небесное, очень эту работу любил. И гордился тем, что художник Лосев удостоил его такой чести: быть оставленным в вечности.

«Выразить полноту жизни можно, обращаясь не только к вечному, но и к повседневному, ныне текущему», – продолжает Виктор Будаков. И оспорить это умозаключение вряд ли удастся.