Газета,
которая объединяет

Простраховавшиеся

Рубрика: от
Автор:

Воронежские водители, которые последние полгода страховались по ОСАГО, наверняка уже столкнулись с ситуацией, которая сложилась в этой сфере. Без переплат и навязывания дополнительных услуг купить страховку очень сложно, постоянно «нет бланков», «компьютер завис» или другие причины. Кроме того, скидка за безаварийное вож­дение игнорируется. Это незаконно, но страховые компании спекулируют на безвыходности водителей, потому что без полиса ездить нельзя. Такая ситуация наблюдается не во всех регионах, но Воронежская область в числе «напряженных». Кто виноват и что делать?

О том, что ОСАГО пора реформировать, говорят уже года три, но воз и ныне там. Постепенно это привело к серьезному кризису «автогражданки», особенно в регионах. Наша губерния – одна из них. Ситуация может накалиться еще сильнее, ведь в Госдуме ждет второго чтения законопроект, который увеличит лимиты по ОСАГО – компенсацию по материальному ущербу планируется поднять до 400 тыс. руб., а компенсацию вреда здоровью – до 500 тысяч. Именно против этого и борются страховые компании.

Действительно ли страховые находятся на грани банкротства или просто пытаются выжать из автомобилистов больше денег – доподлинно сказать сложно. Выскажу свое мнение. Мне кажется, что ситуация и правда непростая, ведь базовые тарифы ОСАГО вот уже более 10 лет почти не менялись. За счет повышения коэффициентов удалось немного увеличить стоимость полисов, но незначительно. А выплаты все это время росли, да и инфляция не стоит на месте. Однако у фирм на страховом рынке есть серьезный «жировой слой», накопленный за прошлые годы, кроме того, все стенания об убыточности страховые компании не подтверждают цифрами. Предлагают верить на слово.

Но все-­таки расценки нужно повышать, это неоспоримо, вот только насколько? Центробанк, который является регулятором ОСАГО, заказал исследование независимым экспертам. Они рассчитали необходимую величину роста тарифов – базовые ставки надо поднять на 18,9­-23,6%. На совещании у первого вице­-премьера Игоря Шувалова была озвучена цифра 23%. То есть стоимость полисов может увеличиться почти на четверть. Но страховщики утверждают, что этого мало, и требуют прибавку в 40%.

Как разрешится сложившаяся ситуация и когда ОСАГО, как раньше, можно будет без проблем и переплат купить в любом «ларьке», сказать трудно. Пока планы такие: 1 июля 2014 года должны повыситься выплаты по материальному ущербу до 400 тыс. руб. и одновременно с этим возрасти тарифы. Через год, 1 июля 2015 года, лимит выплат по жизни и здоровью доведут до 500 тыс. руб. и тоже увеличат тариф. Насколько возрастет тариф за два повышения – неизвестно. Будем надеяться, что не больше чем на 23%.

Кстати, с 1 июня 2014 года во многих регионах вводятся новые повышающие коэффициенты. В некоторых субъектах РФ цена полисов и так значительно увеличится. Воронежская область в этом списке. В Воронеже территориальный коэффициент возрастет с 1,4 до 1,6 (рост 14%), в Борисоглебске, Лисках, Россоши – с 1 до 1,2 (рост 20%), в остальных населенных пунктах – с 0,7 до 0,8 (рост 14%).

Изменит ли ситуацию на рынке повышение тарифов, сказать сложно. Но что делать, если вам сегодня не хочется переплачивать 1500-­2000 за всякие дополнительные виды страхования? Пока каждый выкручивается как может. Кто­-то наматывает километры по городу и выстаивает в очередях в надежде, что продадут без переплат, кто­-то пробивает полисы по друзьям­-знакомым, иные пользуются «сервисами» (не бесплатными, конечно, но относительно недорогими) по доставке полисов из Москвы, где таких проблем с ОСАГО пока нет.

Но есть и «бесплатный» способ застраховаться без переплат. По закону страховая компания не может отказать в страховании по ОСАГО, кроме того, она не имеет права навязывать дополнительные услуги, поэтому если заранее озаботиться вопросом страховки и перевести общение со страховой в письменный вид (устно могут отказать как угодно), то полис реально купить по справедливой цене с учетом всех скидок. Но есть нюанс – согласно ч.1 ст.445 ГК РФ страховая организация должна заключить договор ОСАГО в течение тридцати дней со дня получения обращения. То есть обращаться в страховую необходимо как минимум за месяц до истечения предыдущего полиса, а лучше чуть раньше. Образец заявления легко найти в Интернете. С теми, кто обращается в письменной форме, страховые предпочитают не связываться и просто заключают договор. В противном случае клиент может подать в суд и выиграть со 100-­процентным успехом. А по суду страховая наверняка понесет большие издержки. Но для этого способа, повторюсь, водителю о страховке нужно задуматься заранее, а не в последний день, как это обычно происходит.