Газета,
которая объединяет

Гимны идиотизму

Музыканты «АВИА» закрыли фестивальную программу Платоновского фестиваля
Рубрика: от
Автор:

Четвертый международный Платоновский фестиваль искусств завершился феерически – концертом легендарной советско-российской рок-группы «АВИА». Событие состоялось 15 июня в клубе «Barack O’mama».

Несмотря на легендарность коллектива, многие из пришедших, как выяснилось, до того вечера и не подозревали о существовании такового. А ведь когда-то прародители «АВИА», группа «Странные игры», была одной из топовых команд Ленинградского рок-клуба – наравне с «Кино», «Аквариумом» и «Алисой».

Цирк, да и только

Известная американо-советская тусовщица Джоанна Стингрей даже выпустила за границей виниловый двойник «Red Wave», куда попали записи именно этих четырех коллективов. Впрочем, старожилы отмечают, что уже в те годы авангардистские ска-эксперименты «Странных игр», а впоследствии и «АВИА», были уделом гурманов и эстетов. В то время как музыка многих прочих вчерашних рок-подпольщиков активно становилась всенародно популярной.

В середине 90-х годов прошлого столетия «АВИА» прекратили свое существование. В ту пору разгула попсового сумасшествия сумасшествие более интеллектуальное осталось совершенно невостребованным.

Несколько лет назад концерты группы возобновились. Причем в коллектив вернулся и один из участников первого, «классического» состава – Антон Адасинский, сегодня уже более известный как руководитель российского-немецкого театра DEREVO. Антон, кстати, не забыл захватить в коллектив и своих актеров: они организуют на сцене перформансообразное нечто. Как и два десятка лет назад, концерты «АВИА» – не просто музыка, а целое представление. Причем, скорее, даже не театральное, а цирковое. Неизменной осталась и концепция соединения раннесоветского авангарда и передовых достижений рок-музыки 70-х–80-х годов. Минимальные изменения претерпело и звучание: это все тот же психоделический ска с бравурными припевами. Разве что к звукам клавиш Николая Гусева теперь изредка подмешиваются осторожные электронные «фишки».

Смытые грани

О «вечеринке в советском стиле» посетители воронежского концерта были, конечно, предупреждены. Но того, что советский стиль может выглядеть именно так – многие не ожидали. Равно как и того, что русский рок, оказывается, – не всегда нравоучительная нудятина. Он бывает и радостным, и стильным, и крайне непохожим на то, что делают коллеги по условному жанру.

Чем дальше шел концерт – тем старательнее музыканты с Адасинским во главе изображали из себя умалишенных. Конвульсии, припадки, укусы, безумные марши и шизоидные соло; непосвященным казалось, что на сцене происходит сеанс экзорцизма. Большинство же зрителей – прониклось: парочке самых активных «пожирателей искусства» Антон Адасинский даже пожал руки. И отдал им свою кружку пива, служившую реквизитом для одного из номеров. Надо сказать, что каждая сценка была продумана «от и до» и никаких несинхронностей там быть не могло – отсюда столь эффектная визуальная часть.

Артисты театра DEREVO, ставшие «Физкультурной группой имени 1000-летия Октября», шагали в ногу, салютовали и активно создавали атмосферу ударного труда. Музыканты же, корчась в экстазе, то ли принципиально не замечали «октябрят», то ли, наоборот, дополняли все происходящее. Вообще иногда было сложно понять, где серьезная увлеченность предметом исследования переходит в стеб, а где – вновь становится серьезной. Грань смыли напрочь.

Несмотря на то, что шоу сделали на высшем уровне, звук оказался так себе. То ли потому, что не было живой бас-гитары, то ли звукач решил, что «и так сойдет», но при внешнем музыкальном многообразии саунд показался пресноватым. «Да ты что, – развеял мои сомнения сосед по танцпартеру. – Обычно тут все гораздо печальнее. Это – один из лучших концертов по звуку на этой площадке».

«АВИА» сыграли свои знаковые вещи разных лет. В том числе – суперхиты 80-х: «Я не люблю тебя», «Ночью в карауле», «Проснись и пой». Но не старьем единым жива группа: Адасинский заверил, что уже записан новый альбом – первый после воссоединения. На подходе, стало быть, новые гимны идиотизму.