Газета,
которая объединяет

Балансируя на гранях

Воронежцев удивили освоением трех стихий
Рубрика: Культура№ 63 (1778) от
Автор: Оксана Мишина

Вечер, к неудовольствию публики, томным не был: представление «Полночный баланс», показанное в парке «Алые паруса» в рамках фестивальной ночи Платоновфеста, прошло при весьма неласковой погоде. Которая, однако, не помешала большому «сбору» зрителей на берегу Воронежского водохранилища: спектакль группы Антона Адасинского Derevo адаптирован к «полевым» условиям.

Адаптирован, впрочем – не самое точное обозначение действия: «Полночный баланс» создавался прицельно для показа под открытым небом. И, более того, предусматривал непременное использование в качестве живых декораций трех стихий: берегового (пляжного) песка, кромки воды и, непосредственно, самой «морской пучины».

Обременительное «добро»

Слов в смелом действе не было, сюжета – тоже, но зрелищность от того не пострадала. Не иначе – магия расхристанной ночной природы, под властью которой даже одушевленные образы спектакля (его, скорее, лучше назвать перформансом) казались призрачными: типа – то ли девушка, а то ли виденье.

Артисты Derevа именно как деревья и существовали – гнулись под ветром (его олицетворяла настырная музыка), горели ярким пламенем, корчились в судорожных попытках противостоять наглым прожекторам с их свинцовым напором, бьющим с вышки. Притом было понятно, что нам «играют» про человеческие чувства, страхи и, возможно, пороки. Которые сначала вдруг отыскиваются – подобно тому, как неожиданно «выкапывается» из холодного пляжного песка вездесущий мусор. А потом человек всерьез, в тесном, скажем так, контакте, с этим обременительным добром разбирается, что к чему; без нервного «пика» тут не обойтись...

Вряд ли народ, облепивший по периметру импровизированную сцену и близрастущую высокую растительность, мучился разгадкой идеи постановки Антона Адасинского. Несмотря на то, что доля театральной условности переросла все мыслимые пределы, зрелище, повторюсь, завораживало. Шутка ли: на заплеванном воронежском побережье – изыски хореографии, перекличка света, тени, ритмов, эмоций...

Ветер перемен

По линии визуального ряда постановка откровенно эксплуатировала принцип минимализма в искусстве. Артисты раздеты в буквальном смысле до трусов, головы большинства лишены волос – ничего, дескать, наносного. Из реквизита – голенастые шесты с раструбами за концах; можно «втягивать» ими песок, фильтруя оный на предмет находок, можно использовать как гигантскую дудку – у кого на что фантазии хватит. Куски целлофана, веревки, лестница, деревянный «штакетник», который по ходу дела сжирается огнем, простецкие лодки... Все это вертелось, кружилось, прыгало, пылало, летало, парило и, естественно, плавало, рассчитывая на эмоциональное зрительское соучастие. А уж когда на воде эффектно «распустились» девушки-кувшинки, народ и вовсе обрадовался: никак, кульминации дождались...

Не рискуя трактовать увиденное во всю прыть позволительных журналисту степеней свободы, ограничусь «официальным» объяснением содержания перформанса. «На песке появляется Город Памяти: непроговоренные грехи и ошибки заполнят пляж, и хозяева их, люди, встретятся с темной, мусорной стороной своей жизни. И как бы ни было велико желание зарыть, спрятать эти страшные обломки под песком – ветер не даст. А значит, недостаточно идеального тела и чистой рубашки, надо сделать что-то еще, очень правильное и неожиданное, чтобы начать свою дорогу заново. И тогда ты войдешь в воду чистым, а скелеты и обломки прошлого станут музеем, и дети будут возиться среди них, и их голоса и смех станут единственной музыкой, которая не надоест никогда».

С тем и спасибо авангардному театру Derevo, созданному Адасинским с единомышленниками в Санкт-Петербурге, а впоследствии осевшему в Дрездене. Теперь вот и Воронеж приобщился...