Газета,
которая объединяет

ЖКХ в вопросах и ответах

Это нужно знать собственникам жилья
Рубрика: от

Сегодня поговорим о том, что ожидает нас в сфере ЖКХ, я имею в виду изменения, без которых данная система может зайти в тупик. Социальная напряженность среди населения, вызванная ростом платежей, увы, не снижается. А это значит, что нет механизма, который бы мог заставить обслуживающие организации работать добросовестно.

Как быть тогда? Что волнует жителей нашей страны больше всего? Как урегулировать вопросы ОДН? Это и многое другое обсудили 6 июня 2014 года в Челябинске на Всероссийском форуме «ЖКХ – новое качество». Мне посчастливилось быть в составе делегации от Воронежской области. Хочу поделиться впечатлениями о таком масштабном мероприятии, и что ожидает нас с вами в сфере ЖКХ в ближайшую осень.

Лицензирование

Челябинск принял очень радушно более тысячи делегатов из 85 регионов РФ. Впервые собрались вместе представители обслуживающих организаций, председатели советов многоквартирных домов, руководители общественных организаций, осуществляющих жилищный контроль, депутаты Государственной Думы, представители министерств и ведомств. Повышение качества услуг и сдерживание роста платежей – эти и другие изменения в сфере ЖКХ мы ожидаем более всего.

Об этом и говорили на всероссийском форуме. Предварительно участники форума были разделены на четыре группы, которые впоследствии разъехались по дискуссионным площадкам. На первой обсуждалось предстоящее лицензирование управляющих компаний, на второй – повышение качества жилищно-коммунальных услуг, на третьей – модернизация жилищного фонда и расселение из аварийного жилья, четвертая площадка обсуждала обеспечение справедливости платежей за ЖКУ. Как оказалось, население больше всего волнуют тарифы на услуги, проблемы управления многоквартирными домами и аварийное жилье. Чтобы в сфере управления многоквартирными домами работали профессионалы, предусмотрено лицензирование. Лицензирование деятельности будет основано на подходах, которые позволят, с одной стороны, сформулировать четкие и понятные правила работы на рынке управления жильем, гарантирующие добросовестному участнику рынка эффективное ведение и защиту бизнеса в этой сфере, а с другой стороны, обеспечат собственникам жилья и государству реальные механизмы воздействия на нарушителей и очищение этого рынка от коммунальных проходимцев. Это позволит защитить граждан от многочисленных злоупотреблений и нарушений их прав, сделать деятельность управляющих организаций цивилизованной и ориентированной на клиента. К примеру, нераскрытие информации обслуживающей организацией – это повод отказать в лицензировании. Очень важно, чтобы ресурсоснабжающие компании получали деньги за поставленные коммунальные услуги, так как многие УК не всегда переводят деньги населения, а это чревато последствиями только для населения: отключением горячего водоснабжения, электроэнергии, плохим отоплением и др. Как решить такую проблему? Условием лицензирования является открытие спецсчета, на котором платеж будет расщепляться, и ресурсоснабжающие организации получат свои средства, а население уже не станет заложником ситуации.

Усиление санкций

Важнейшей задачей в наведении порядка в сфере управления жилищным фондом является усиление ответственности всех участников правоотношений. Речь идет не только о повышении ответственности участников рынка за недобросовестную работу, но и об усилении санкций по отношению к неплательщикам в сфере ЖКХ, ведь за должников фактически платят их добросовестные соседи. К примеру, в квартире не установлен индивидуальный прибор учета. Собственник, имея еще несколько квартир, сдал одну из них в аренду. Прописан один человек, проживает пять. Общедомовой прибор учета показывает увеличение потребления, образуется разница, так как в реальности квартиранты заплатят только за одного прописанного. При отсутствии уведомления обслуживающих организаций в лице управляющей компании или ТСЖ о фактическом проживании будет введен серьезный штраф. Наши жители не должны бегать по квартирам и выяснять, сколько, где и кто живет, но в настоящее время вынуждены этим заниматься, так как ни ресурсоснабжающей организации, ни обслуживающей организации не интересно выяснять подобные вещи. Вот и получается, что живем не всегда по закону, а скорее по пословице: «Помоги себе сам!». Они начисляют, а мы платим. Для решения этой задачи подготовлен и уже внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона №500410-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон должен быть, прежде всего, справедлив и суров к нарушителю. Это значит, что обслуживающие организации будут штрафоваться в пользу потребителя, если, к примеру, увеличен злонамеренно объем коммунального платежа.

Что решили

На форуме присутствовал Председатель Правительства России Д.А. Медведев, который дал поручение в недельный срок рассмотреть поступившие предложения и вынести их на обсуждение в Государственную Думу ФС РФ. Итак, что же решили для выполнения вышеперечисленных задач участники форума?

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

– обеспечить в среднем по Российской Федерации ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги до 2018 года включительно, на уровне, не превышающем уровень инфляции, предусмотрев соответствующие ограничения роста цен на газ и передачу электрической энергии;

– обеспечить переход к долгосрочному тарифному регулированию не позднее 2016 года;

– проработать комплекс мер по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012 г., предусмотрев в том числе:

– запуск постоянно действующих механизмов по переселению граждан из жилья, признаваемого аварийным;

– предоставление жилья по договорам социального и некоммерческого найма для переселения из аварийных домов малоимущих граждан и граждан с невысоким уровнем дохода;

– расширение возможностей собственников по строительству нового многоквартирного дома на земельном участке под сносимым аварийном жильем.

– проработать комплекс мер, направленных на совершенствование организации региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов, предусмотрев в том числе:

– разработать механизмы привлечения кредитов в целях проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (МКД);

– выработать формы государственной поддержки собственников, привлекающих кредиты для проведения капитального ремонта МКД, включая субсидирование процентной ставки по кредитам;

– найти формы государственной поддержки собственников, организовавших проведение капитального ремонта МКД, обеспечивающего повышенный класс энергоэффективности.

– исключить плату за коммунальные ресурсы, направляемые на общедомовые нужды из состава платежей граждан за коммунальные услуги, включив с согласия собственников жилья соответствующие затраты в платежи за содержание общего имущества многоквартирного дома.

– доработать механизмы социальной поддержки граждан, предусмотрев при этом сокращение перечня необходимых для получения субсидии документов, дифференциацию размера субсидии в зависимости от реальной стоимости коммунальных услуг.

– обеспечить принятие законопроекта №448902-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего введение лицензирования управляющих организаций в весеннюю сессию 2014 года, отразив в нем следующие ключевые позиции:

– предусмотреть в качестве одного из оснований к отказу в выдаче лицензии несоблюдение законодательства о раскрытии информации;

– ввести в качестве лицензионного требования обязанность использовать для получения средств за оказанные жилищно-коммунальные услуги исключительно специальные (номинальные) счета, обеспечивающие расщепление платежей;

– предусмотреть коллегиальный принцип принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) лицензии с обязательным участием представителей профессионального сообщества и общественных организаций;

– предоставить собственникам жилых помещений в многоквартирном доме право запрета (право «вето») на расторжение по инициативе органа жилищного надзора договора управления (обслуживания) с управляющей организацией, даже при наличии для этого законных оснований;

– предусмотреть обязательность принудительной реорганизации «многодомовых» ТСЖ, не имеющих общего имущества;

– исключить обязанность лицензирования «многодомовых» ТСЖ, имеющих общее имущество, при условии заключения договора ими с управляющей организацией, имеющей лицензию;

– предусмотреть возможность легального сохранения экономии от повышения эффективности (энергоэффективности) в распоряжении управляющей организации при условии надлежащего выполнения услуг в соответствии с договором и (или) законодательством;

– предусмотреть введение должности Главного государственного жилищного инспектора в Минстрое России.

– Обеспечить принятие законопроекта №500410-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в весеннюю сессию 2014 года, предусматривающего:

– введение штрафов в пользу потребителей за некачественно оказанную услугу или неправильный расчет платы за жилищно-коммунальные услуги;

– упрощение порядка проведения собраний собственников жилья, в том числе, предусмотрев возможность голосования в электронном виде;

– повышение ответственности недобросовестных потребителей для защиты прав добросовестных собственников жилья.

Большая просьба к собственникам: следите за изменениями действующего законодательства. В этом случае вы будете четко знать права и обязанности, как ваши, так и того юридического лица, которое обслуживает ваш дом.

Светлана КРАВЦОВА,
консультант главы Воронежа

Прием граждан ведется по понедельникам, средам, пятницам
с 9.00 до 13.00. Пр. Революции, 33.