Газета,
которая объединяет

Ностальгия по чистоте

Столичные актрисы показали воронежцам спектакль «Капель»
Рубрика: от
Автор:

Когда жителям столицы Черноземья предлагают не просто интересное, но и бесплатное культурное мероприятие – народ активно пользуется предложением. Что в очередной раз и доказывает фестиваль академии искусств «Открыто!», проходящий в нашем городе в эти дни.

Старт фестивалю дал спектакль «Капель», в котором заняты актрисы Алиса Гребенщикова и Юлия Волкова. Зал Мариинской гимназии набился буквально под завязку. После спектакля Алиса призналась журналистам, что для такого солидного количества людей «Капель» сыграли впервые – обычно эта постановка шла в более камерных залах.

Просто и искренне

Почему авторы изначально задали камерный формат? Потому что в «Капели» полностью отсутствует «экшн». Алиса Гребенщикова читает стихи, Юлия Волкова – поет, а третий участник действа, Алина Ненашева, играет на фортепиано. Все. И так – 55 минут. Скучно, думаете? Нисколько!

Спектакль, по словам авторов, «возвращает на сцену лирические тексты и романтику 60-х годов». В этом-то и заключена его ценность. Ведь, несмотря на всю незатейливость, постановка заполняет собой определенную пустоту, резко обозначившуюся в последние годы. Театр – так же, как и музыка – явно подустал от хипстерства и психоделичности. Ну, не хватает людям простого и искреннего лирического героя! А хочется! И, желательно, без закоса в пошлость и провинциальность.

Хотели – получите. Герой, правда, пока еще не научился говорить своими словами. Зато чужими жонглирует уже умело. Алиса Гребенщикова читает стихи поэтов Бэллы Ахмадулиной и Риммы Казаковой (культовых полвека назад). Юлия Волкова обращается к песням из репертуара Майи Кристалинской, Анны Герман и Клавдии Шульженко. По ходу спектакля частенько хотелось «порежиссерить», купировав некоторые стихотворные фрагменты. Не все тексты, увы, там одного уровня. Хотя, вероятно, это тоже часть концепции.

Как и формат «почитаю-спою». Как и немногословный антураж (через несколько часов после действа уже с трудом вспоминается, как именно выглядела сцена). И даже платья героинь – подчеркнуто неброские и спокойные. Под стать эпохе.

О чем все это? А обо всем. О любви, конечно. И о смысле. И о красоте. Трогательно. Чисто. Стильно.

Дошло до всех

Бывают такие книги, песни, спектакли, в которых ты вроде бы и видишь какие-то мелкие «косяки», но на общем фоне сам себя убеждаешь их не замечать. «Капель» – как раз из этой оперы.

Впрочем, работа актрис на сцене – вне всякой критики. Алиса Гребенщикова наверняка была знакома большинству зрителей и до «Капели», а вот Юлия Волкова, безусловно, стала для многих открытием. Было чему удивиться! Голос у Юлии удивительный: одновременно воздушный и насыщенный сотнями обертонов.

Музыка, не всегда звучавшая только во время исполнения песен, выполняла роль классической «музыки для кино». Создавала атмосферу (точнее – поддерживала уже созданную), тянула драматургическую нить от одного фрагмента к другому, но не отвлекала внимание на себя. Это сложно. А вживую – и подавно.

В целом же спектакль показался весьма незамысловатым. Но эта простота – ровно то, что надо. И щадящий метраж, и отсутствие визуальной перегруженности, и легкость, беспрерывно транслировавшаяся со сцены в зрительный зал – все работало на идею. Как результат – на выходе из зала счастливые лица зрителей, не заметивших пролетевшего часа.

Причем, «дошло» действительно до всех. Или почти до всех. Обычно ведь как? Начинаются споры, рассуждения, попытки интерпретаций. Иногда это хорошо, но – не в нашем случае. Потому что «Открыто!», по логике вещей, – это когда не просто не берут денег, но и не уличают в низком культурологическом уровне. Вместо этого приглашают стать сопереживателем того высокого, которое не требует никаких предварительных подготовок.

Вопросы типа «ну как тебе?», неизменно звучащие после спектаклей, обычно вызывают шквал рассусоливаний в стиле «а я приготовила бы голубцы по-другому». Здесь же люди просто говорили друг другу: «Здорово». И улыбались. По-доброму.