Газета,
которая объединяет

Увидеть Иерусалим – и не умирать

В музее им. Крамского работает фотовыставка израильтянина Дмитрия Брикмана
Рубрика: Культура№ 64 (1779) от
Автор: Оксана Мишина

Жанровые «картинки» из повседневной жизни, мгновения, пойманные репортажной съемкой, посекундно заточенной на остроту мысли или эмоции, и – лица, лица, лица. Одни – наивные, как светлый рифмованный наив полузабытой Агнии Барто, другие – мудрые, как горючие камни в выжженной степи, третьи... Четвертые... Пятые...

Арифметические, впрочем, расклады тут совсем не к месту: видеоряд работ израильского фотографа Дмитрия Брикмана, оформленный в масштабную выставку под названием «Иерусалим не просто город» и открытый в дни Платоновского фестиваля – настоящая ода святой земле, признание ей в любви и благодарность за открытия, сделанные автором в любимом городе.

Мозаика для сталкера

Дмитрий Брикман, ленинградец по рождению, живет в Израиле уже больше двадцати лет. С камерой практически не расстается: снимает много, подробно и, скажем так, несуетно. На мой взгляд, именно неспешность, взвешенность и тщательность подхода к делу, желание «расшифровать» остановленный миг до мельчайшей лирической детали – как при выборе объекта-субъекта, попадающего в «глазок» объектива, так и в плане освоения его внутренней сути – большущий плюс авторской манеры фотографа. Потому как он дает зрителю возможность не посмотреть, но – вглядеться.

– Я живу в Тель-Авиве, в сорока километрах от Иерусалима, – рассказал Дмитрий журналистам. – Бываю там почти каждую неделю – езжу с целью поснимать. По моему ощущению, этот город – своеобразная зона для сталкерства. В компьютере у меня – около двух сотен папок с иерусалимскими фотографиями; каждая поездка – отдельная папка. И все они совершенно разные. Потому что Иерусалим – это мозаика.

Очень может быть, что такое определение приложимо не только к Иерусалиму: едва ли не любой большой город – по определению мозаичен. Но цветные и черно-белые «пазлы» (трудно сказать, что интереснее), из которых собрана иерусалимская мозаика Брикмана, хороши тем, что – с точки зрения художественности – равновелики, равноценны, одинаково красноречивы. Что делает выставку ровной, но эта «ровность» – никак не синоним усредненности, скучности, сглаженности. Она знак качества снимков: каждый отработан до нюанса.

Один квадратный километр

Дмитрий пояснил, что выбор 120-ти фотографий для экспозиции – именно такого количества требовала организация выставки – больших умственных усилий не стоил: интуиция подсказала, на чем остановиться.

– Иерусалим диктует! – уверен мастер. – Готовясь к выставке, я стал отбирать в экспозицию разные снимки – и с христианскими святынями, и с иудейскими, и с мусульманскими. Ничего ни к чему нарочно не подгонял. И только потом – из интереса – подсчитал, сколько посвящений каждой из религий получилось. Так вот, их оказалось поровну...

Объяснение такому «паритету» – все та же мозаичность: несмотря на то, что площадь старого Иерусалима – всего один квадратный километр, это неисчерпаемый кладезь находок.

– Сколько я там ни бываю – всегда нахожу что-то новое, – поделился фотограф. – Паломники, храмы, толпы молящихся, уличные торговцы, туристы... Город – это люди, ведь правда? Причем любой. Если смотреть на Иерусалим из окна автобуса – покажется, что город – купола, купола, купола. А если не спеша идти по улицам Иерусалима – увидишь, какие глаза у людей. Вот и по выставке надо так ходить.

От быта до вечности

Дмитрий принципиально не подписывает работ – дабы не навязывать зрителю свое восприятие. Считает, что фактический материал для фотоискусства не главное. Что, дескать, с того, что посетителя выставки просветят: это – Патриарх Иерусалимский Феофил. А вот – женщина, которую Дима Брикман встречает в Храме Гроба Господня на протяжении десяти лет. А здесь – ключарь Храма, человек, который по долгу службы выгоняет паломников из Кувуклии…

– Пытаться определить эмоцию – глупо, – утверждает мастер. – Это все равно, что спрашивать: «Любимая, о чем ты сейчас думаешь?»

Как рассмотреть за бытовизмами повседневности нечто сакральное, вечное, значительное? Об этом воронежцы услышали на мастер-классе «Увидеть увиденное» (так же называется и книга фотографа) в Доме журналистов, где Дмитрий Брикман поделился некоторыми рецептами творческой кухни. И признался, что фотография для него не самоцель, а возможность объясняться с миром образами. Потому-то, видимо, Иерусалим Брикмана – не просто город. В чем можно убедиться по 29 июня включительно: выставка останется в Воронеже до этой даты.