Газета,
которая объединяет

Без права почивать на лаврах

Председатель ЦЧБ Сбербанка России обозначил ориентиры работы на ближайшие годы
Рубрика: от
Автор:

На минувшей неделе председатель Центрально-Черноземного банка Сбербанка России Петр Колтыпин дал первую большую пресс-конференцию с момента своего вступления в должность. Напомним, к руководству ЦЧБ он, ранее возглавлявший Северо-Кавказский банк СБ РФ, приступил только в апреле нынешнего года. Прошедшие два месяца Петр Николаевич посвятил поездкам по шести областям Черноземья, знакомству с их властями и изучению ситуации на местах.

Общаясь с журналистами (посредством телемоста вопросы могли задать представители не только воронежских СМИ, но и соседних областей), глава ЦЧБ подвел некоторые итоги реализации стратегии Сбербанка, которая была определена на период до 2014 года, а также заострил внимание на основных моментах нового пятилетнего плана «народного банка». Он рассчитан на срок до 2018 года.

В мировой десятке

Петр Колтыпин отметил, что в прошлом году чистая прибыль Сбербанка составила рекордные 392,6 млрд руб. Высокоэффективная, на уровне общепризнанных компаний-грандов работа позволила Сбербанку войти в десятку крупнейших банков мира. Рост прибыли был отмечен практически по всем долям – розничный и корпоративный бизнес, авто- и жилищное кредитование и так далее. Традиционно высокие результаты продемонстрировал и Центрально-Черноземный банк, остающийся одним из лидеров среди территориальных банков.

– Если говорить о нынешней макроэкономической ситуации, то год в целом в стране начался неплохо. Сбербанк принял активное участие в сочинской Зимней Олимпиаде, решил все поставленные задачи, хотя сделать это было очень непросто, – признался глава ЦЧБ. – А на дальнейший ход событий, несомненно, повлияли события в ближнем зарубежье. Ситуация непростая, внешний рынок заимствований практически закрыт. Ожидается, что в этом году отток капитала из страны составит порядка 100 млрд долларов.

Навстречу клиенту

Подводя итоги пятилетия развития Сбербанка, Петр Николаевич подчеркнул: «Мы стали двигаться навстречу нашим клиентам. Ранее нас считали банком для пенсионеров, неповоротливой махиной. Но Сбербанк сумел сделать свою работу более быстрой, качественной, простой, удобной».

Один из примеров: сегодня более 90% клиентов банка обслуживаются менее чем за десять минут, а ранее на это уходило в два-три раза времени больше. Однако почивать на лаврах никто не собирается. Сбербанк активно развивает удаленные каналы обслуживания, сеть банкоматов, платежных терминалов. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, снижаются процентные ставки по кредитам для участников зарплатных проектов Сбербанка, а ипотечные кредиты теперь выдаются всего по двум документам.

За пять лет создана серьезная система управления, изменены подходы в части работы с персоналом, прогнозирования. По словам председателя ЦЧБ, очень важно было эффективно выстроить все эти процессы. Сложный переходный период пройден, и теперь банк пребывает на новом уровне развития.

Выстроена система управления затратами, централизация которых привела к существенной оптимизации. Созданы Центры сопровождения клиентских операций. Один из крупнейших ЦСКО, как известно, находится в Воронеже и обслуживает клиентов на всей территории РФ.

Помимо того, Сбербанк стал международной корпорацией, и сегодня он присутствует в 22 странах. Если еще недавно в его чистой прибыли доля зарубежных дочерних компаний составляла 1%, то теперь – уже 7%. Основную роль здесь играет турецкий DenizBank, который демонстрирует весьма достойные результаты.

Новые тенденции

Петр Николаевич подчеркнул, что банк нацелен на то, чтобы обезопасить своих клиентов от возможных рисков. И для решения этой задачи сейчас ведется активный анализ ситуации. В каждой из шести областей территориального банка к осени должна быть утверждена своя стратегия – с точки зрения отраслей, которые предстоит развивать, кадрового потенциала, потребностей того или иного региона, выявленных рисков и так далее. Результатов работы ЦЧБ ждут и органы власти, ведь Сбербанк – один из важнейших инвесторов экономики.

Один из главных моментов новой стратегии – технологическая революция. Ведь ежедневно в мире происходят изменения, и, не отслеживая их, даже крупная компания может быстро потерять свои преимущества и даже место на рынке.

– Мы собираемся конкурировать уже не только с банками, – отметил Петр Колтыпин. – Сбербанк должен стать одним из лидеров мобильных технологий. Важно улавливать все новые тенденции, оперативно отвечать на них. Мы не можем не учитывать того, что сегодня люди много времени проводят в Интернете. Наши клиенты, повторюсь, должны стоять во главе всего. И их потребности мы должны предвосхищать 24 часа в сутки семь дней в неделю.

Финансовый супермаркет

Глава ЦЧБ напомнил, что совершенных компаний не существует в принципе, и каждая из них имеет возможность для дальнейшего прогресса. Опыт, изученный Сбербанком в Европе и Америке, показывает, что ни одна успешная организация не сделает шага, если он не направлен на повышение эффективности. Потому банк продолжает переход на новый формат обслуживания клиентов, старается стать «финансовым супермаркетом».

Сегодня почти вся сеть Сбербанка работает без перерывов, более 70% филиалов – без выходных. Задача – стать зрелой организацией: гибкой, оперативной, дающей высокий финансовый результат. И если движение вперед пойдет более быстрыми, чем планируется, шагами, то нынешняя стратегия будет пересмотрена с учетом новейших тенденций. Немалое внимание в ней уделяется и командной культуре.

– Раз в квартал я буду отчитываться перед сотрудниками ЦЧБ, рассказывать о достигнутых результатах и задачах на ближайшее будущее, – заявил Петр Колтыпин. – Мы должны чаще встречаться, общаться, учиться друг у друга, чтобы лучше чувствовать современные тенденции, понимать своих коллег.

Кузница кадров

Не загружая журналистов объемом цифр, Петр Николаевич подчеркнул, что финансовая модель новой стратегии Сбербанка выстроена весьма четко. Целевые задачи по каждому показателю поставлены на пять лет вперед. К примеру, на территории Центрального Черноземья чистая прибыль должна увеличиться в 2,5 раза.

И, с точки зрения команды ЦЧБ, имеются все возможности для того, чтобы досрочно достичь этого и других обозначенных ориентиров. Явные плюсы Черноземья – географическое положение, земельные ресурсы, кадровый и промышленный потенциал.

В ближайших планах значится и дальнейшее переформатирование ОСБ. На новый формат работы перешли уже около 63% отделений ЦЧБ, а до конца года банк планирует выйти на показатель 75%. Помимо того, в 2014-м планируется открытие в Черноземье 22 новых филиалов. Несмотря на тенденцию к оптимизации, Сбербанк серьезно прирастает и в численности персонала. В первую очередь, для того чтобы продолжить борьбу с очередями.

Отдельная строка – повышение компетенции сотрудников банка, дальнейшее обучение тех, кто готов двигаться вперед, предлагать эффективные проекты. По словам Петра Колтыпина, банк серьезно настроен на совершенствование процесса подготовки кадров. Сегодня для сотрудников проводятся тренинги, семинары. Все больше студентов проходят практику в подразделениях Сбербанка. Некоторые из них на старших курсах уже полноценно работают в Сбербанке, так что к окончанию вузов становятся вполне квалифицированными специалистами.

Командная энергия

– Мне было несложно на Северном Кавказе, так как я знал местные менталитет, культуру, проблемы, – заметил Петр Николаевич в конце встречи. – Потому задачи, которые ставились, мы выполняли. Северо-Кавказский и Центрально-Черноземный банки сами по себе очень похожи. Если говорить о потенциале, то в Центральном Черноземье он очень высок. Но и ЦЧБ – гораздо более крупный по численности сотрудников, количеству филиалов, инвестиционной привлекательности банк. Мы должны продвигать его вперед.

Когда все хорошо, нельзя останавливаться в развитии. Иначе наступит стагнация, а за ней – падение вниз. Мы планируем развивать все сектора экономики – и малый, и средний, и крупный бизнес, – подытожил председатель ЦЧБ. – Для нас принципиально, чтобы росло количество предприятий, которые кредитуются в Сбербанке. Возможно, мы даже где-то изменим структуру территориального банка, чтобы она более соответствовала условиям рынка. А органы власти готовы входить в программы дополнительной мотивации микро- и малого бизнеса.