Газета,
которая объединяет

Муниципалитеты «под колпаком»

В Воронеже обсудили нюансы реформы местного самоуправления
Рубрика: Политика№ 69 (1784) от
Автор: Юрий Бабаян

Есть ли в Воронежской области люди, поддерживающие переход на новые модели, предлагаемые реформой местного самоуправления (МСУ)? Знают ли они вообще, какой «подарок» приготовили им в виде указанной реформы федеральные органы власти?

Об этом на днях дискутировали члены воронежского Клуба политологов, формируя позицию, которая могла бы стать отправной точкой для региональных властей перед принятием решения о выборе модели МСУ.

Модель района – мегаполису?

По словам приглашенного эксперта – доктора юридических наук, профессора кафедры административного и муниципального права ВГУ Татьяны Бялкиной, предлагаемые изменения являются лишь демократической формой ради самой формы – без наполнения реальным самоуправлением. Прежде всего, потому что решения о функционировании системы станут теперь принимать органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Воронежская областная Дума, например, выберет модель функционирования МСУ – в том числе, для областного центра. Понятно, что не без активных консультаций с губернатором. А моделей этих несколько. Есть среди них одна (наиболее активно лоббируемая федеральным центром для повышения управляемости в крупных городах), предполагающая создание городского округа с внутригородскими районами и собственными органами МСУ. В этих районах города будут формироваться свои советы депутатов, которые потом делегируют собственных членов в городскую Думу, а она уже изберет главу города и назначит по контракту сити-менеджера.

– Получится парадоксальная ситуация, когда главу города выберут депутаты, которых не выбирало население. Возникает вопрос – насколько он будет представительным? – объясняет потенциальную угрозу Татьяна Михайловна.

Сегодня Федеральный Закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» уже дает право реализовывать подобную систему на уровне муниципальных районов, что в свое время было предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. В свое время Россия подписала Европейскую хартию местного самоуправления – а в ней записано, что в орган представительной власти население делегирует депутатов, избираемых тайным прямым голосованием. Но суд тогда решил, что для уровня муниципального района такая схема подходит и не противоречит Хартии, потому что муниципальный район сам по себе –муниципалитет над муниципалитетами. Его уникальный статус Хартией учтен не был.

– Но при переносе такой модели на город мы получаем совсем иную картину, – уверена профессор. – Город – это единый населенный пункт, единый механизм со всеми сложившимися взаимосвязями, инфраструктурой. Мы ощущаем себя, прежде всего, жителями Воронежа, а не того или иного его района. И вряд ли согласимся с тем, что, переходя из одного района в другой, увидим разную степень благоустройства, различные системы налого­обложения и т. д. Нам это будет совершенно непонятно.

«Карманная» реформа

Непонятен, говорит Татьяна Бялкина, и момент с полномочиями органов МСУ и вопросами местного значения, решение которых будет зависеть напрямую от органов государственной власти субъекта. Область теперь будет перераспределять их между районами и городом – причем, не факт, что полномочия будут передаваться вместе с финансированием.

Кроме того, реализация такой модели вызовет целый ряд организационно-финансовых сложностей. Например, где разместить всех вновь появившихся районных депутатов? Где брать деньги на содержание раздувшегося аппарата новых советов? За счет чего финансировать увеличение числа работников прокуратуры, которые будут проверять соответствие районных нормативных актов городскому, областному и федеральному законодательству?

– Проведенные уже сегодня исследования показывают, что в Красноярске, например, переход на такую модель потребует ежегодного увеличения расходов на обеспечение деятельности органов власти на 390 млн руб. в год (без учета средств, необходимых на разделение имущества), – говорит Татьяна Михайловна. – В Барнауле ежегодная сумма с сегодняшних 554 млн вырастет до 1,663 млрд Резко поднимется она и в Воронеже – насколько, никто пока не считал, но понятно, что наша ситуация коренным образом не будет отличаться от ситуации других российских городов.

Кроме того, эксперт уверена: депутатов районного уровня не наделят полномочиями по решению насущных вопросов граждан. То есть, реальная доступность и эффективность власти для людей не повысится, как об этом говорят разработчики реформы, а, наоборот, снизится. Для роста же уровня ее доступности, считает профессор, лучше было бы увеличить число депутатов городской Думы, которых будет так же избирать население на прямых выборах тайным голосованием.

– Вообще же, если мы вводим централизованную форму управления, то давайте просто не будем говорить о местном самоуправлении, – категорично отметила Татьяна Бялкина.

«Стаканная» угроза

Что интересно: выступление эксперта практически не нашло оппонентов из числа членов клуба. Было высказано очень верное мнение: экспертному обществу не нужны четыре модели. Нужна только одна: с полной самостоятельностью МСУ в рамках решения возложенных на них полномочий, с четким и понятным финансированием. Иначе произойдет полная деградация системы МСУ, при которой местные органы власти перестанут нести ответственность за принимаемые решения.

Заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства Воронежской области Андрей Марков видит иную угрозу в делении городского округа: чистоту выборов в районные советы будет очень тяжело контролировать. Как следствие – в депутаты могут избраться люди, первыми доставившие «стакан» до избирателя.

А по мнению исполнительного директора ИОМ «Квалитас» Александра Романовича, переход на такую модель резко снизит уровень легитимности власти. Уже сегодня райсоветы и гордумы являются самыми нелегитимными в глазах людей органами, а какой же уровень доверия будет к ним, если явка на участки в день их избрания будет составлять 5-10 %! Кроме того, считает Александр Леонидович, переход на такую систему резко поднимет уровень протестных настроений в среде населения.

Заместитель руководителя управления информации администрации Воронежа Виталий Марголин предложил определить модель МСУ на внутригородском референдуме. Однако, по словам Андрея Маркова, в регионе может просто не найтись такого количества специалистов, кто объяснил бы людям суть реформы. Кроме того, на референдуме необходимо обеспечить явку не мерее 50 % населения – реально ли это сделать за оставшиеся менее чем пять месяцев до момента, когда облдума должна будет принять окончательное решение по реформе МСУ?

Заместитель руководителя областного управления региональной политики Александр Холод предложил обратить внимание на комитеты территориального общественного самоуправления (ТОС), которые могли бы стать инструментом приближения власти к конкретному жителю без введения института районных депутатов. А доцент Воронежского госуниверситета Виктория Черникова задалась вопросом: как проконтролировать коррупционную составляющую в районных советах в момент, когда они будут определять собственных делегатов в Воронежскую городскую Думу?

Не менять, а расширять

В результате обсуждения определены основные предложения для рабочей группы, сформированной по поручению врио губернатора Воронежской области Алексея Гордеева, которая займется выбором наиболее подходящей модели МСУ. Так, предложили члены клуба, прежде всего, не менять институционально существующую систему, наполнив ее новым содержанием, заложив в него развитие муниципально-частного партнерства. Плюс – увеличить в Воронеже число депутатов городской Думы, чтобы на каждого парламентария приходилось меньшее, чем сегодня, число избирателей, интересы которых он мог бы отстаивать более качественно. Кроме того, начать развивать систему ТОСов и подумать о возможности проведения референдума по поводу выбора модели МСУ.

Справка

Федеральный закон №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был подписан президентом РФ Владимиром Путиным 27 мая 2014 г. В соответствии с ним, законодательные собрания субъектов Российской Федерации должны будут определиться с моделью МСУ в регионе в течение полугода – до конца ноября.

Как обещал вице-спикер Воронежской областной Думы, секретарь политсовета Воронежского регионального отделения партии «Единая Россия» Владимир Нетесов, решение депутатами будет приниматься только после проведения широкого общественного обсуждения всех предлагаемых моделей МСУ.