Газета,
которая объединяет

Ольденбургским и не снилось

В Рамони дебютировал фестиваль «Усадьба Jazz»
Рубрика: от
Автор:

К сожалению, действительно заметных и мощных фестивалей качественной музыки в России довольно мало. А уж тех, чьи «имена» стали настоящими брендами – считанные единицы. «Усадьба Jazz» – безусловно, из их числа. Этого праздника ежегодно ждут тысячи меломанов, твердо зная, что там они услышат самую лучшую джазовую и околоджазовую музыку всех уголков планеты.

В этом году «Усадьба Jazz» впервые пришла в столицу Черноземья. Когда воронежские любители джаза узнали о грядущем мероприятии – только и было разговоров о том, каким оно получится. Хорошими джазовыми концертами наш город не обижен, но фестиваль все же ждали с особым трепетом. Кроме «магии имени» сыграла роль и «магия места»: концертной площадкой была выбрана приусадебная территория замка принцессы Ольденбургской в Рамони.

Не только музыка

Итак, дата – 28 июня. Время – чуть за полдень. Наплыв народу – прямо-таки непрогнозируемый. Кто бы мог подумать, что в Воронеже наберется несколько тысяч любителей импровизационной музыки! Правда, воронежцами дело не ограничилось: послушать джаз к нам подтянулись меломаны и из Липецка, и из Тулы, и даже из Москвы!

Несмотря на то, что старт музыкальной программы был намечен на 15.00, собираться люди стали гораздо раньше. И не прогадали: на «Усадьбе Jazz» предусматривались, помимо музыкальных, и другие яркие проекты, которые стартовали раньше собственно джаза.

Вокруг импровизированного маркета сувениров и всевозможных поделок, прямо на газоне расположились инсталляции Воронежского центра современного искусства. На дорожках парка можно было встретить «живую статую» и карнавальных мимов. А любителям «повеселиться, особенно поесть» предложили отведать интересные блюда – фирменные, от специально привезенных «передвижных» кафе. Непривычное (для открытого воздуха) меню – еще одна деталь, добавлявшая колорита происходящему; никаких беляшей на прилавки не вываливалось. Народ старания организаторов оценил и активно питался.

Кстати о стараниях. Очень многие из тех, с кем удалось пообщаться, отмечали весьма грамотную организацию действа. Оно прошло без глобальных неудобств или нестыковок – и это в первый раз! Несмотря на то, что фестивальная территория была огорожена, ходить туда-сюда многократно не возбранялось: ради такой свободы перемещения всем покупателям билетов клеили браслетики на запястья – типа пропуск. Еще одна ремарка: из всей многотысячной «оравы» меломанов, за весь день на глаза не попалось ни одного пьяного. То ли алкоголь не продавался, то ли просто публика интеллигентная подобралась… Скорее всего – и то, и другое.

Силами местных талантов

Что непосредственно до музыки, то здесь была предусмотрена умная «фишка». А именно – наличие двух сцен. Одна называлась «Аристократ» и предназначалась для выступлений «знаменитых и заслуженных». Вторую же, «Джаз-клуб», отдали на откуп воронежским коллективам. Да-да, в нашем городе наконец-то появились музыканты, способные достойно представить столицу Черноземья на авторитетных джазовых фестивалях! Правда, одна из этих групп, Happy 55, играла на московской «Усадьбе Jazz» еще в 2008 году. И даже стала финалистом конкурса. Но так, чтобы на одной сцене весь день выступали местные группы – это, пожалуй, для новейшей джазовой истории города в новинку.

Важно, что концерты на разных сценах не пересекались друг с другом. Поэтому гости фестиваля имели возможность услышать все. Благо, внимания стоил каждый сет.

Все началось с выступления студентов джазовой студии Игоря Файнбойма. В котором, кстати сказать, поучаствовал и «гуру». Но не только (и даже не столько) игра Файнбойма обеспечила «уровень». Молодежь оказалась очень и очень талантливой! Особенно на общем фоне выделялся саксофонист. Парень не только отлично оперирует «фирменными» приемчиками, но и демонстрирует незаурядное музыкальное мышление.

«Бэнд» порадовал и стилистическим разнообразием, хотя удачнее всего у них получался атмосферный smooth jazz. А наличие в составе трубача придавало музыкальному полотну пронзительность и тонкость. Потом Файнбойм, уже со своим Midnight Jazz Orchestra, перебрался на «основную» сцену. Там-то они и изобразили классический джаз – как он есть. Их примеру в тот день последовали только израильское «Трио Омера Кляйна».

Омер Кляйн, пианист с мировым именем, тоже потчевал публику «классикой». Чему порадовались многие ортодоксально настроенные «джазисты» – преимущественно старой формации. А молодежь желала какого-нибудь мощного фьюжна! И получила то, чего хотела! В частности, в исполнении интернационального состава, объединившего американцев – мультиинструменталиста Evan Marien и барабанщика Dana Hawkins, а также известных российских музыкантов – саксофониста Николая Моисеенко и гитариста Антона Хабибулина.

Завсегдатаи концертов отмечали, что секция «Моисеенко-Хабибулин» на «Джазовой провинции» звучала куда скромнее. А тут дали жару! После их сета публика визжала помощнее, чем на иных рок-фестивалях!

Немцы в городе

Без преувеличения, воронежцы очень порадовали: и Happy 55, и малоизвестная «Мама Чолли» зажгли публику как следует. При всей разнице их «музык», оба коллектива продемонстрировали весьма и весьма приличный класс. Который тут же был оценен; благо ценителей собралось изрядно. Кое-кто даже выразил желание купить диски, но – облом! – ассортимент продаваемой на фестивале аудиопродукции оказался ну очень скромен. Моисеенко, Кляйн, фестивальный сборник и… все. Ну, мало же! Организаторы, привезите на следующий год побольше изданий! В России ведь есть замечательные джазовые лейблы!

При мощном аншлаге фестиваль завершало выступление знаменитой Нино Катамадзе и группы Insight. Здесь знатоков творчества Insight ждал сюрприз: помимо стандартного состава, на сцене появились также три воронежских скрипача!

Такое «подкрепление» придало еще больше звукового своеобразия коллективу, творчество которого крайне мало классифицируемо. Рок-н-ролл, фанк, этника и джаз – навскидку, пожалуй, трудно представить, как все это звучит вместе. А звучит оно, поверьте, шикарно.

Темпераментная Нино, как истинный фронтмен (точнее, фронтвумен), отменно чувствовала аудиторию. В какой-то момент даже спустилась со сцены и пошла «в народ», увлекая за своим голосом все больше и больше «подпевал». Более удачного завершения дневной мистерии трудно было себе представить...

Когда наша машина уже тронулась, уезжая с фестиваля, нам махнул нездешнего вида незнакомец. «Ви ф Варониж? Есть мьесто? Фозьмите меня, пажалуйста». Конечно же, взяли. Незнакомец по имени Франк оказался немцем – не просто по происхождению, но и по прописке; в Воронеже бывает только по работе. Трудится инженером в крупной фирме. К музыке, то бишь, никакого отношения не имеет. И, тем не менее, приехал на рамонский фестиваль – и был, по его признанию, потрясен увиденным и услышанным. Воронежская земля в глазах иностранца за один день приобрела столько «очков», сколько надо зарабатывать десятилетиями. Вот вам и результат качественной «культуры в массах» – она и впрямь способна формировать имидж региона. О чем мы, в общем-то, давно догадывались.