Я и эпоха
13 сентября шестидесятилетний юбилей отпраздновал Анатолий Васильевич Хабаров – один из основателей нашей газеты. Он учредил «Берег» в девяностом году – теперь уже страшно далеком, но – незабываемом; вряд ли надо напоминать, что за «веселое» времечко царило тогда на российском дворе...
Живой человек – есть!
Сам же юбиляр, человек насколько деловой, настолько и творческий, подошел к «круглой» дате не с пустыми руками. Написал и издал книгу, недавно опубликованную Воронежской областной типографией. Сборник публицистики и стихов предварен краткой биографической справкой, из которой читатель узнает, что выпускник монтажного техникума и филфака ВГУ Анатолий Хабаров работал слесарем и инженером. Двадцать лет трудился на одном из воронежских предприятий редактором радиогазеты. Там же был руководителем пресс-службы, начальником пионерского лагеря. А кроме «Берега», который изначально имел приставку «Левый» (и посейчас в народном сознании от нее не избавился), издавал газету «Авось» и журнал «Чернозем».
Что касается книги – у нее два равноправных названия: «Верен факту...» и «Ночные осы». Оба словосочетания вынесены на обложку: с какой стороны книгу ни поверни – любая окажется «парадной». Остроумный оформительский замысел появился, как следует из авторского предисловия под исповедальным названием «Почему пишу», благодаря редактору сборника Юрию Кургузову. Таким образом обозначены две ипостаси нашего писателя: с одной стороны (в буквальном смысле) Анатолий Хабаров выступает как публицист, с другой – как поэт. Достаточно перевернуть книгу – и «брюки превращаются...»
«Название, объединившее публицистику – «Верен факту...» – родилось из девиза газеты «Левый берег»: «Быть верным факту и трактовать его с добрыми намерениями», – цитирую автора. – Сюда включены статьи, опубликованные в разные годы в периодических изданиях, в которых довелось работать... Данные материалы отличаются разножанровостью: от декларативных и аналитически-проблемных до очерково-литературоведческих».
В этом разделе, кроме общезначимых, скажем так, посвящений тогдашней текущей социополитической ситуации в городе-стране, много откликов Анатолия Хабарова на происходившее с ним самим и его окружением. Что оправданно: где есть живой человек – там всегда интересно.
По велению души
Стихотворная часть книги своим появлением обязана желанию автора разобраться с «потоком бытия». «Пришла пора: ночные мысли-осы так больно жалят, будто я философ», – признается Хабаров. И все в том же предисловии рассказывает, как появились его стихи. «Первый шаг к их написанию был сделан на спор. К своему 50-летию (дабы развлечь гостей) за два дня сочинил поэмку «Ответа нет». Затем стихи выливались на бумагу от случая к случаю, но всегда по велению души».
И то, и другое – заметно. Как заметно и то, что авторская позиция – всегда четкая, внятная. Этот человек явно знает, чего хочет и чего не хочет. А позиция – едва ли не главная примета поэзии гражданского звучания.
Заставить жить, как не приемлю,
Ни у кого не хватит сил.
Я так упрусь ногами в землю,
Что шар земной сойдет с оси.
Ведь все равно зароют в нем.
Зачем же тлеть? Гореть огнем!
Стремление к лаконичному, энергичному высказыванию – также автору в плюс. Как и желание – не исключаю, что подсознательное – оформить эту лаконичность в афоризм; форма и содержание стихов Анатолия Хабарова, без сомнения, дружат между собой. А его умение выносить рифмованный однозначный «приговор» напоминает о том, что автор – прежде всего публицист.
На улицах посмотришь в лица –
не жизнь, а яблоко-кислица.
С юмором юбиляр тоже в приятельских отношениях; многие его строчки заставят читателя улыбнуться. Правда, далеко не всегда эта улыбка – безоблачная, порой она – не что иное, как смех сквозь слезы. Уж в такой стране живем...
Россию братство лишь спасает
от ненасытности ГАИ.
Миганье фар предупреждает:
за поворотом не свои...
В целом книга Анатолия Хабарова получилась именно книгой. Которую, что прекрасно понимает автор, «каждый прочитавший оценит по-своему». И в помощь этому «каждому» – еще один признательный вердикт поэта-публициста.
Хорошо написал или плохо,
но такие мы – я и эпоха!