Газета,
которая объединяет

Мания преследования

Рубрика: Колумнистика№ 103 (1818) от
Автор: Юрий Бабаян

В политике каждого государства с постсоветского пространства есть свой «пунктик», отражающий особенности менталитета его жителей и руководства. Прибалтика, например, постоянно за все требует компенсации: то от России, то от Евросоюза. На Украине «пунктик» другой. Тут уже 10 лет хотят люстрации. То есть запрета на занятие государственных должностей для определенного круга лиц.

Прибалтийский вариант, на мой взгляд, более объясним. Республики, по факту не имеющие собственной экономики, должны думать о выживании, и начхать им на то, что над их стремлением к компенсациям смеется вся Европа – авось что­-нибудь все­-таки компенсируют, да закроют одну из многочисленных дыр в бюджете.

С Украиной все куда сложнее. Тут, хоть экономическая ситуация сегодня, мягко скажем, не лучше, чем у Латвии, Литвы или Эстонии, но что такое деньги для братьев­-славян, когда есть шанс нагадить в тапок ближнему! Пусть и интеллигентно, через принятый на днях Верховной Радой закон!

Люстрации требовали оба «майдана»: и в 2004­-м, и в 2014-­м. По разным причинам, но, по сути, для одних и тех же людей. Для кого?

Если верить тексту соответствующего закона, под его действие подпадут руководство страны с февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года, а также те, кто работал на руководящих должностях в Коммунистической партии, ЦК ВЛКСМ, являлись сотрудниками КГБ, служили или сотрудничали со спецслужбами других стран. Под люстрацию попадут и те, кто участвовал в задержании участников массовых акций или составлял на них рапорты.

Закон также распространится на председателей, заместителей и секретарей избирательных участков, которые будут признаны виновными в фальсификациях выборов президента Украины в 2004 году и выборов народных депутатов в 2012 году. По подсчетам экспертов, запрет на занятие государственных должностей коснется примерно одного миллиона украинцев.

При этом, как видно из списка, ради «восстановления политической справедливости» новая власть готова пожертвовать рядовыми сотрудниками милиции, местных администраций и избирательных комиссий. Хотя, по сути, большинство людей пострадают только из­-за того, что выполняли требования начальства и законодательства.

Тут надо учесть еще вот какой момент. Согласно данным за 2011 г., на Украине (уж позвольте мне не учитывать модный ныне тренд и не говорить «в Украине», ибо по правилам русского языка – «на окраине», а не «в окраине») проживало чуть более 20 млн трудоспособного населения. Соответственно, люстрация коснется 5 % от тех, кто может трудиться здесь вообще. Кем киевская власть планирует заменить специалистов (нередко – высочайшего уровня), попавших под действие закона? Вероятно, кем-­то из тех 7,9 % населения, которые на тот же период числились безработными. То есть, налицо возвращение к советскому тезису о кухарке, которая может управлять государством? И пусть сегодня официальный Киев хает советское прошлое – он, евроинтегрируясь, беззастенчиво продолжает использовать худшие советские приемы управления.

Отсюда вывод: пытаясь достичь своих сиюминутных политических целей, руководство Украины сознательно отсекает от государственного управления профессионалов, закладывая основу для дальнейшего экономического падения, нарастания политической нестабильности и – обнищания населения. Достойный ход для «достойных» людей.

А теперь давайте виртуально перенесем этот закон на российскую почву. Чтобы посмотреть: как изменился бы состав отечественных властных и правоохранительных структур?

Начнем с того, что президент у нас был бы другим. Ну, по факту службы в КГБ Владимир Путин уже был бы «люстрирован». Полицию пришлось бы обновить процентов на 30 – за разгоны митингов оппозиции. Избирательные комиссии – тут обновление составило бы процентов 90­-95. Чиновничий аппарат обновился бы на треть – особенно в руководящем звене, где до сих пор немало выходцев из КПСС или ВЛКСМ. Что там украинский миллион! Мы бы сразу отсекли миллионов пять носителей «компромата» от занятия государственных должностей!

Другое дело, что на российской почве такой закон вряд ли прижился бы. Впрочем, попытки его принять все же были. В 1992 году депутат Госдумы Галина Старовойтова вносила в Верховный совет РФ проект закона «О запрете на профессию для проводников политики тоталитарного режима», однако рассматривать его по существу даже не стали.

Дело в том, что Россия уже наелась люстрации в постреволюционное время – до отвала. И сегодня на «профессиональный геноцид» народ уже не ведется. Украине же, видимо, через условный «военный коммунизм» пройти еще только предстоит. Хотя и она хлебнула лиха в свое время немало.