Газета,
которая объединяет

ЖКХ в вопросах и ответах

Это нужно знать собственникам жилья
Рубрика: от

Проблем в сфере ЖКХ накопилось немало, а самая большая – это коммунальные платежи. Казалось бы, мы, добросовестные плательщики, исправно платим, но нет-нет да и промелькнет информация о банкротстве каких-то управляющих компаний и долгах, которые остаются перед поставщиками коммунальных услуг.

И как пример негативных последствий для населения – отключение горячего водоснабжения. (За конкретным примером далеко ходить не надо: в нескольких многоэтажных домах на ул.Урывского в Воронеже с мая до середины октября не было горячей воды, на что жители жаловались в газету. И такая ситуация была не единичной по городу. – прим. ред.)

Спасительные решения

Ресурсоснабжающие организации (РСО) в последнее время много говорят о том, что необходимо переходить на прямые расчеты с населением. Хотя УК и заявляют, что также перешли на прямую работу с поставщиками коммунальных ресурсов для обеспечения прозрачности в расчетах с жителями.

С чем связано такое желание? Для кого такой способ начислений будет выгоден?

Управляющие компании, на мой взгляд, хотели бы уйти от ответственности за качество предоставляемых услуг. Система прямых расчетов предусмотрена законодательством, однако до конца не проработана. Между УК и ресурсной организацией заключается договор на поставку коммунальной услуги, а УК в свою очередь заключает договор с жителями на оказание услуги. Если исключить УК, то непонятно, к кому будут предъявляться претензии по качеству услуги. Кроме того, неясно, как будут, к примеру, перераспределяться средства после ежегодной корректировки платы за отопление.

После появления регионального оператора, который взял на себя обязательства по проведению капремонтов многоквартирных домов, и перехода на прямые расчеты по ХВС и электроснабжению, за УК останется только пункт «содержание жилья».

Двойные квитанции, войны управляющих организаций, многомиллионные задолженности в адрес ресурсоснабжающих предприятий – все эти потрясения заставляют органы власти, жильцов и поставщиков искать очередные спасительные решения.

Одной из действенных мер, направленных на повышение прозрачности коммунальных платежей, и может быть организация перехода населения на оплату напрямую. Идея состоит в том, чтобы, минуя управляющие организации, платить за индивидуальное потребление непосредственно поставщику ресурсов, исключая возможность «прокрутки» или нецелевого использования средств исполнителем коммунальных услуг.

Организовать оплату ресурса напрямую можно двумя различными способами, каждый из которых имеет свои нюансы. Жильцам следует знать, что существует два понятия: «прямые расчеты» с поставщиком ресурса и «прямые платежи» в адрес ресурсника.

Непосредственно

Прямые расчеты возникают, когда выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом. Квитанции в этом случае выпускаются отдельно каждым из поставщиков ресурсов, и таким образом жильцы рассчитываются с поставщиками напрямую.

А минус здесь в чем? Во-первых, жильцы должны будут столкнуться со сложной бюрократической процедурой смены формы управления домом. Их ждут многочисленные общие собрания, при голосовании на которых обязательно необходимо обеспечить кворум, то есть присутствие жильцов дома или их представителей, обладающих более чем 50% голосов, что само по себе непросто. Такая форма подойдет домам, где квартир не более 16. Надо будет организовать избрание уполномоченного лица и оформление на него многочисленных заверенных нотариально доверенностей для юридического взаимодействия с ресурсниками и прочими организациями. Но надо понимать, что и спрос с этого человека не будет строгим. Проблем в доме много, а кто будет их решать, если нет исполнителя коммунальных услуг? Ведь именно исполнитель обеспечивает коммунальные блага.

Существует немало особенностей законодательства, которые делают отказ от услуг управляющих организаций невыгодным для жильцов. Так, при выборе непосредственного способа управления домом на потребителя в полном объеме ложатся расходы по оплате электроэнергии, распределяемой на общедомовые нужды (ОДН) сверх установленного норматива, что регламентируется пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг. В случае если управление домом осуществляется управляющей организацией, ТСЖ или ЖСК, расходы на электроэнергию, потребленную на ОДН сверх норматива, несет эта организация – исполнитель коммунальных услуг. То есть мы с вами платим ОДН с учетом установленных нормативов.

При наличии в доме исполнителя коммунальных услуг выпуск платежных документов в соответствии с законодательством находится в его ответственности, а значит, у компании-исполнителя в бюджет должны быть заложены средства на печать и доставку квитанций. Однако управляющие организации лозунгом «Переходим на прямые расчеты» зачастую маскируют свое желание снизить затраты на выпуск платежных документов, предпочитая переложить бремя этой ответственности на ресурсоснабжающие организации.

Напрямую

Переход на непосредственный способ управления с его многочисленными сложностями – не единственный способ организовать оплату непосредственно поставщику.

Жилищный кодекс РФ, а именно пункт 7.1 статьи 155, предусматривает вариант оплаты коммунальных услуг напрямую. Согласно ЖК РФ, жильцы имеют право вносить плату в адрес ресурсоснабжающих организаций, приняв такое решение на общем собрании собственников. В этом случае возникает такой способ расчетов, как прямые платежи.

Рассмотрим прямые платежи на примере электроснабжения. Суть их заключается в том, что дом по-прежнему обслуживается исполнителем, который отвечает за выпуск квитанций, но в платежных документах в графе «Расчетный счет» указывается расчетный счет поставщика электроэнергии, и деньги за поквартирное потребление электроэнергии попадают ему на счет напрямую, т.е. минуя управляющие организации, ТСЖ или ЖСК.

Итак, чтобы организовать оплату электроэнергии непосредственно гарантирующему поставщику, жильцам нужно на общем собрании принять решение о переходе на такой способ расчетов, определить дату перехода и передать протокол собрания исполнителю, который совместно с гарантирующим поставщиком электроэнергии урегулирует порядок взаимодействия и внесет соответствующие изменения в договор энергоснабжения. После этого ИКУ организует выпуск таких платежных документов, которые обеспечат исполнение решения общего собрания жильцов о перечислении денежных средств за потребленную электроэнергию напрямую гарантирующему поставщику. Важно отметить, что обязанность рассчитывать плату за коммунальные услуги возложена на исполнителя независимо от того, кто является получателем тех или иных составляющих платы за электроэнергию, это также регламентировано Правилами предоставления коммунальных услуг.

Что касается оплаты электроэнергии на общедомовые нужды, закон предписывает населению в любом случае направлять эти средства в адрес исполнителя коммунальных услуг. Плюс этого – объем электроэнергии, выходящий за рамки установленного норматива потребления электроэнергии на ОДН, управляющая организация, ТСЖ или ЖСК оплачивают из собственных средств. По мнению законодателей, эта мера должна стимулировать внедрение исполнителями энергосберегающих технологий в многоквартирных домах.

Светлана КРАВЦОВА, консультант главы Воронежа

Прием граждан ведется по понедельникам, средам, пятницам
с 9.00 до 13.00. Пр. Революции, 33.

В ТЕМУ

Из ст. 155 ЖК РФ:

На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Прокуратура Ленинского района Воронежа проверила исполнение законодательства об обязательном раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными жилыми домами.

Установлено, что многими ТСЖ допущены нарушения жилищного законодательства в части требований, предъявляемых к обязательному раскрытию информации в сети Интернет.

Среди выявленных прокуратурой района нарушений – отсутствие общей информации о товариществе (режим работы, в том числе часы личного приема граждан; данные членов правления, председателя правления и членов ревизионной комиссии), отсутствие сведений об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (в том числе годовой бухгалтерской отчетности; сметы доходов и расходов на текущий год; отчета о выполнении сметы; протоколов общих собраний и др).

Прокурор района предъявил иски в суд о понуждении ТСЖ разместить на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.reformagkh.ru недостающую информацию.

Ряд ТСЖ оперативно устранили допущенные нарушения. Благодаря принятым мерам прокурорского реагирования любой гражданин может, не выходя из дома, ознакомиться на вышеуказанном сайте с основной информацией о деятельности ТСЖ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.