Газета,
которая объединяет

Ешь, что дают

Известная фраза Гиппократа «Ты есть то, что ты ешь» в воронежских супер­- и гипермаркетах давно трансформировалась в выражение, вынесенное в заголовок этой статьи. А в последние годы она получила еще более циничную форму, навязанную торговыми сетями: «Покупай, что привезли!»

Количество так называемых «болезней из тарелок» постоянно растет. По данным НИИ питания РАМН, от 30 до 50% всех заболеваний в России связано с нарушением питания, что приносит государству ежегодный экономический ущерб до 13(!) трлн руб. Подобных примеров каждый из нас может привести множество. Автор этих строк провел своеобразный мини­-опрос прохожих. Ни один из собеседников не сказал доброго слова о колбасе! Да и фрукты оказались не в почете. Вот только одно из суждений: «Пока был в отъезде, груши две недели лежали на столе и остались «как новые». Чем же их напичкали?»

Увы, это остается тайной. Аппаратура, которая в наличии в лабораториях Роспотребнадзора, имеет ограниченные возможности, она не позволяет исследовать состав компонентов, добавляемых в пищу. Лаборатории обеспечивают только микробиологическую и радиационную безопасность продуктов, остальное – вне поля зрения. Ситуация осложняется тем, что после отмены ГОСТов должны были появиться 300 техрегламентов, а их введено не более 30. Технические условия (ТУ) пишут сами… производители, то есть ситуация складывается так, что спасение утопающих стало делом рук самих утопающих.

Если в США контролируют три тысячи пищевых добавок, то у нас из 476 разрешенных добавок (консерванты, красители, ароматизаторы и т.д.) нет контроля… ни за одной. Что дает богатые возможности для «творчества» в деле производства различного вида отравы, именуемой продуктами питания. Расположенные в регионе крупные агрохолдинги, по-­видимому, решают какие-­то свои задачи, в сферу их деятельности практически не входят вопросы обеспечения населения качественными продуктами. Зато интенсивно развивается торговля. Воронеж по числу торговых площадей на душу населения находится в одном ряду с Москвой и Санкт­-Петербургом. В области широко представлены многие крупные торговые сети, такие как «Магнит», «Перекресток», «Пятерочка», «Линия»… В торговых залах видны только представители поставщиков, занимающиеся выкладкой своих товаров. Сотрудникам надзорных органов, которым с легкой руки Дмитрия Медведева запрещено «кошмарить бизнес», можно производить проверки не чаше одного раза в три года.

Однако, как показывают данные общественного мониторинга, выполняемого движением «Качество нашей жизни» совместно с Торгово­-промышленной палатой области, состояние качества пищевых продуктов массового потребления вызывает тревогу и озабоченность.

Особенно беспокоит качество продуктов, поставляемых в бюджетные учреждения. Даже для самой беззащитной части населения, находящейся в интернатах, пансионатах, детских домах, школах и т.п., при закупке продуктов главным является их дешевизна, а не качество и пищевая ценность.

Недавние проверки волонтеров «Качества нашей жизни» (КНЖ), произведенные не только в торговых точках, но и в местах общественного питания, выявили совсем не радостную картину. Из 27 образцов молочной продукции 14 оказались фальсификатами. В Липовский дом-­интернат для инвалидов и престарелых (Бобровский район) попало фальсифицированное сливочное масло, произведенное в… Пермском ООО «Маслоторг». Пищевую халтуру привозят также из Орла, Липецка, Брянска…

– Многие производители фальсифицированной продукции, которая закупается для воронежских бюджетных учреждений, – говорит руководитель движения КНЖ Николай Дегтярев, – скрываются под вымышленными названиями и адресами. Поставка фальсификата в бюджетные организации Воронежской области за последнее время приняла массовый характер. Неужели для того, чтобы принять необходимые меры, нужно дождаться массового заболевания людей?

За качество услуг и товаров отвечает изготовитель. Но перед кем? Рядовому покупателю очень сложно добиться истины, поэтому и нет массовых жалоб на качество. В этой ситуации уместен вечный вопрос: что делать?

Несмотря на документальное подтверждение фактов поставки фальсифицированных продуктов в бюджетные учреждения и в розничную сеть региона, чиновники департаментов и управлений областной администрации, областной прокуратуры и ГУ МВД РФ по сей день не принимают серьезных мер по прекращению потока суррогатных продуктов. Поэтому на вопрос «что делать?» ответить не трудно. Работать надо!