Газета,
которая объединяет

Севара: «Проиграв, можно победить еще круче!»

Рубрика: от
Автор:

В Воронеже с великолепным концертом выступила Севара – певица, чье имя известно за пределами нашей страны. В России о Севаре Назархан узнали в позапрошлом году – благодаря проекту «Голос». А миру ее открыл 13-ю годами раньше известный английский музыкант Питер Габриэл, продюсирующий этно-звезд.

Услышав магический голос узбекской певицы, Питер был поражен. И пригласил ее на свой фестиваль Womad. Затем в лондонской студии Realworld они записали дуэт «Когда цветет миндаль», а потом отправились в совместное турне по Америке и Европе…

Не звезда, не дива

– На студии Питера Габриэла я записала два альбома, один из которых электронный – с потрясающим французом, ныне, к сожалению, покойным Гектором Зазу. Он умел находить потрясающее звучание! В течение года на студии Габриэла я планирую записать третий, отличающийся от двух предыдущих, альбом. Осталось найти время, потому что пока не могу вырваться из гастролей, – поведала журналистам певица.

В Воронеже Севара восхитила зрителей мощнейшим, поражающим экспрессией вокалом. Пела на русском, английском, узбекском. В одном концерте зрители услышали множество жанров – рок, этнику, фолк, дрим-поп, соул, джаз и кавер-версии эстрадной классики.

Несмотря на то, что Севара активно гастролирует по всему миру, таких эпитетов в свой адрес как «мировая звезда» и «дива» не любит. – Я просто артист, любящий свое дело! – говорит певица. – Когда исполняю свои песни, я ориентируюсь на собственные ощущения, на саму себя. А потом проецирую это на зрителя. И получается, что мы – одно целое!

– У вас большинство песен о любви – счастливой и неразделенной. Вы в жизни с какой чаще сталкивались?

– Я отталкиваюсь от любви божественной, потому что, прежде всего, очень важно полюбить самого себя. Только тогда начнет получаться все остальное. Многие кидаются на поиски непонятной любви, и эта любовь часто превращается в неразделенную. Причина скрыта в нас самих. Мы очень редко обращаемся к себе, пытаемся заполнить и успокоить себя извне, а важно научиться наполняться самому. Любовь находится внутри каждого из нас – главное, хорошо покопаться внутри. Поковыряться очень сильно.

Выразительный черный

– Вы очень стильно одеваетесь. Это дизайнерские наряды?

– Для меня вопрос во что одеться – последний. Иногда мне бывает жаль себя – в том смысле, что я совсем не обращаю на это внимания. Часто спрашивают, почему я в черном, почему не пробую другие цвета? Я не отвечаю на такие вопросы. Зачем? Это личное дело каждого – как одеваться, кому что близко… Черный цвет меня как-то описывает, мне в нем безумно комфортно. Я использую и темно-бордовый, и темно-зеленый – у каждого есть свой контекст.

Кстати, платье, в котором сегодня выступала перед воронежцами, я одевала на проекте «Точь-в-точь», когда пародировала Аллу Пугачеву. Оно очень простое, но девчонки-портнихи решили мне его подарить, зная, что я с ума схожу от черного цвета. А то, что одето поверх… Есть британская марка, рассчитанная на обывателя. Там нет фешенебельных цен, и главный акцент делается на темные цвета: коричневый, черный. Вот туда я могу броситься с головой, копаться, выбирать… А в целом, я сильно не ныряю в одежду – что есть, то и надеваю.

– А вообще где предпочитаете одеваться? За границей? Здесь ведь наверняка, если пойдете в магазин, поклонники растащат на сувениры…

– Мое счастье в том, что у меня не слишком яркая внешность, я легко растворяюсь в толпе. Для меня нет проблемы куда-то сходить в Москве или в другом городе. Все ровно и спокойно. На сцене я кажусь яркой, потому что идет очень большой упор на песню. А в жизни я не так приметна, и мне это нравится. Я ценю людей, мне важно быть среди них. Не говорить с ними, а именно быть среди них. Бывают моменты, когда нужно держать дистанцию. Когда человек – к примеру, известная персона – очень душевно реагирует, зацепка получается мощная, от него тяжело уйти. Искренность принимается за другую монету. Я не сильно приветствую фотографии на улицах, селфи, и обычно сразу беру ситуацию под контроль: здороваюсь, желаю добра и счастья и иду дальше. Ничего не усложняя.

Концерт для пингвинов

– Вы как-то сказали, что пение «делает нас живыми». А что вас еще делает живой?

– Общение с людьми! Я этим вдохновляюсь. Так здорово, что есть мы – похожие друг на друга… Я сегодня это отмечала, потому что у нас бывают разные концерты: иногда бешеный эмоциональный настрой, иногда – ровный-ровный. И мы, конечно же, зависим от своего настроения. Многие говорят – артист должен всегда улыбаться, профессионально себя вести. Возможно, я не такой профессионал, потому что настроение действует на меня. Не могу нырять в какую-то оболочку, улыбаться, когда не хочется. Я делюсь тем состоянием, в котором нахожусь.

Сегодня мы со зрителями были на одной волне. Это идеальное взаимодействие с публикой! Все прошло эмоционально и фиксированно с моей стороны. Обычно каждый концерт я анализирую. В голове будто стоит программа, которая выясняет, что, как и почему. Без нашего участия с публикой никогда не получится взаимодействия. Артист и зритель – два составляющих успеха.

– Есть места, где вы еще не были, но мечтали бы побывать?

– Мне недавно поступило предложение спеть для пингвинов на Северном полюсе – ребята, которые за ними ухаживают, написали письмо с таким предложением. Прислали фотографию с фермы, где они выращивают пингвинов. Сначала я подумала, что это шутка, но оказалось – нет. И мне это предложение показалось настолько близким по духу! Для меня лично это была бы крутая атмосфера: представьте, зрители – только пингвины! Если все удастся, это будет здорово для моего само­ощущения. От людей можно всего ожидать, а природа – это другое, она благодарна. Главное, не петь среди тигров и львов. Они, наверное, съедят от счастья.

– Так вы дали свое согласие выступить?

– Если получится, буду безумно рада. Тут даже ни о каком гонораре речи быть не может. Получу гонорар от Вселенной за возможность сыграть перед такой публикой. Главное, чтобы там были какие-то минимальные условия, позволяющие подключить аппаратуру...

Без оглядки назад

– Вы пели с Борисом Гребенщиковым. А с кем еще хотелось бы посотрудничать?

– Сейчас готовлю городскую оперу, которая предполагает наличие оркестра. Какого именно, озвучивать бессмысленно – все это пока на стадии переговоров. Ничего такого оперного там не будет, тем не менее, это целостное произведение на 60-70 минут с классическим подходом. Я готовлю интересные проекты, альбомы. И поэтому не сильно задумываюсь о дуэтах. К слову, дуэт с Вячеславом Бутусовым и БГ не планировались изначально. Все происходило импровизированно, спонтанно.

– С Пелагеей так и не спели дуэтом? Она же все мечтала…

– У нас был дуэт на ее фестивале – не так давно. Получилось вполне мило. Хотя мне бы, конечно, хотелось подольше поработать с этим человеком. Чтобы такие песни «работали», нужно побольше времени.

– Мне кажется, она больше мечтала о дуэте с вами, чем вы?

– Да нет, все было взаимно.

– Может, она просто более эмоционально выражала восторг от вас?

– И выражает по сей день! Пелагея – очень эмоциональная девочка, она все, что чувствует, выкладывает как есть. Каждый понимает по-своему ее характер.

– Вы, кстати, после проекта «Голос» не пожалели, что пошли не к Пелагее, которая из-за этого даже расплакалась, а к Агутину, который в финале вас «слил»?

– Нет, абсолютно. Эта страница перелистнулась. Мне есть, чем заниматься. Вот если бы у меня не было альбомов и песен, я бы держалась, наверное, за тот проект руками и ногами. Думала бы о нем долго... А так – все завершилось, и началась новая жизнь. Может, была одна ночь непонятных каких-то страстей, но уже утром я улетела в Лондон дописывать альбом. Долго рефлексировать некогда. Для меня это хорошая школа, и я испытываю лишь благодарность за то, что попала в «Голос». А те непонятки, которые остались, со временем пройдут. У меня есть привычка – постоянно идти вперед. Назад не оглядываюсь практически никогда.

«Думай перед прыжком!»

– Какие можете дать советы молодым артистам, которые хотят посвятить себя пению, поучаствовать в «Голосе»?

– Хотелось бы, чтобы каждый молодой артист не просто кидался во все проекты, как в полымя. Главное – остановиться и немножечко подумать: ради чего все это? Когда знаешь, ради чего, когда ставишь определенную цель, тогда уже легче к ней идти. Чтобы это был не просто авантюризм какой-то. Хотя бывают разные ситуации, разные люди, разные исходы. Не всегда привлекательные для участников подобных проектов. Если человек еще молод, для него «непризнание» может быть особенно болезненным. Наступают депрессии и так далее. А вообще хочу пожелать юным ребятам и девчатам – рискуйте, не бойтесь. Но перед прыжком чуток подумайте. Все, что происходит – и победы, и не победы – они в нашей жизни не просто украшения. Они некий стимул, чтобы не тормозить. Реальный пинок, чтобы понимать: я это сделал, теперь я вот это должен сделать, и тут надо быть внимательным. Только ради таких моментов стоит все пробовать и практически ничего не бояться.

– Как Пугачева говорит – лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть...

– Возможно, это и правильно. Все сказанное разными артистами действительно воспринимается, принимается и используется. Надеюсь, наши добрые советы будут кстати. Сегодня время перемен, очень храбрая молодежь. Она не сильно думает, а просто идет напролом. Хотя, наверное, всегда так было. Во все времена молодежь не сильно думала – как в любви, так и в поступках. Этим она и побеждает, наверное. Хотя иногда, проиграв, можно победить еще круче!