Газета,
которая объединяет

Воронежские пустоцветы

Очередной «культурный» фестиваль удивил и озадачил
Рубрика: Культура№ 144 (1859) от
Автор: Сергей Попов

Даже далекие от искусства воронежцы в курсе: по количеству кино- и театральных фестивалей наш город в последние годы усердно бросился догонять столицы. Погоня – однозначно небезуспешна: от былого культурного вакуума не осталось и следа – пространство постоянно чем-то заполнено. Один фестиваль заканчивается – начинается следующий.

На сей раз «следующим» стал фестиваль-конкурс социального кино «Неформат». В «Неформате» приняли участие 11 работ молодых кинорежиссеров из Воронежа, Новосибирска и Минска. Победу одержал фильм воронежца Глеба Кузнецова «Первое июля». Однако помимо показа конкурсных фильмов, фестиваль предлагал и другие мероприятия.

Пара слов обо всем

В частности, публике показали картины лауреатов Каннского кинофестиваля. А после была обещана «лекция об истории кино» от киноведа Ксении Зубарской.

– Я считаю, что любое кино наделено социальной проблематикой, – начала лекцию Ксения. – Даже если оно абстрактное, авангардное. Даже если говорит не вполне жизнеподобным языком.

Современное же российское кино, по словам лектора, социально лишь в очень небольшой степени. Причем запрос на «яркое кино, раскрывающее самые вопиющие проблемы современности», есть, а удовлетворять этот запрос никто не спешит. Боятся ли режиссеры снимать нечто подобное или просто не могут – неизвестно. Даже те немногие достойные ленты, которые появляются, очень плохо идут в прокате. Кризис жанра, короче, налицо. Ну, кто бы спорил. Надо ли быть кинокритиком, чтобы дойти до таких нехитрых выводов?

Далее Ксения напомнила о том, что советские фильмы входят в обязательные программы всех мировых киноинститутов. Несмотря на то, что советское кино было ангажированным: многие режиссеры явно задавались целью «понравиться» власть имущим. Но при том кино отвечало и социальному запросу.

Дальше почему-то начался разговор про братьев Люмьер. Мол, их фильмы-зарисовки были документальными и представляли собой портрет эпохи. Нечто подобное сейчас может снять любой человек, причем на телефон. Но тот факт, что кадры сняты более века назад, придают им особый шарм. «Те» съемки, дескать, тоже являлись социальными: людям было интересно видеть, например, прибытие поезда на большом экране.

Поговори хоть ты со мной

Затем странная лекция переросла в не менее странный (для лекционного-то формата) эксперимент. Присутствовавшим Ксения предложила посмотреть фрагмент фильма японского режиссера Цзя Чжан Кэ «Сити 24» и угадать, актриса на экране или обычная женщина. Разумеется, у каждой из версий нашлись сторонники. Не очень, правда, понятно, какое отношение просмотры фильмов имеют к лекции. Ладно бы эти видеофрагменты иллюстрировали авторские тезисы. Или демонстрировали определенные «вехи» в истории кинематографа…

Кстати, об истории. Лекция, по идее, должна была рассказывать о кино именно в историческом аспекте. А что в итоге? Вспомнили о братьях Люмьер, о советских картинах. И… все? Получается, что да. Лекция минут за пятнадцать-двадцать переросла в околокиношный междусобойчик. Ничего плохого в этом, может быть, и нет. Но, по-видимому, фестиваль «Неформат» действительно решил наплевать на все форматы. А в нашем контексте это уже не очень хорошо и правильно. Люди шли на лекцию, а оказались в дискуссионном клубе. При этом Ксения заявила: давайте обсуждать увиденное, здесь же все так или иначе имеют отношение к кинематографу. С какой, интересно, стати? Наверняка же были в зале и те, кто просто захотел прийти и послушать – что называется, «с улицы». Какое к ним отношение – понятно…

Остается только надеяться, что мероприятия какого-либо «следующего» фестиваля окажутся более продуманными и внятными. И потраченного на них времени будет не жалко. А кроме кино и театра нас познакомят, например, с историей музыки. Ведь и искусство, и сама жизнь шире любых фестивальных рамок. Что вовсе их не отменяет.