Газета,
которая объединяет

В центре – устроитель земли

В программу Платоновского фестиваля включены восемь художественных выставок
Рубрика: от
Автор:

Михаил Бычков, художественный руководитель Платоновского фестиваля (который, напомним, этим летом – с 3 по 14 июня – пройдет в нашем городе уже в пятый раз), объявил выставочную программу грядущего форума искусств.

Воронежскому зрителю предложат рекордное за всю фестивальную историю количество выставок – 8. Три из них освоят новую для Платоновфеста площадку – старый цех типографии «Коммуна». Для коего эта акция станет лебединой песней: сразу после фестиваля здание пойдет на слом...

Начнем с авангарда

Стартует выставочная программа в музее имени Крамского – 3 июня там откроется выставка «Павел Филонов. Рабочий Изо». Будут представлены живопись и графика одного из лидеров русского авангарда, основателя аналитического искусства Павла Филонова из собрания Государственного Русского музея, в котором хранится основная часть произведений мастера и с которым Платоновский фестиваль сотрудничает впервые. 43 работы великого художника увидит воронежская публика. И сможет оценить созвучие творческих принципов Павла Филонова и Андрея Платонова, отмечаемое экспертами, родство менталитетов этих авторов и понимания ими искусства.

Близок Филонов и Воронежу – в молодости расписывал интерьеры имения Ольгино в Рамони. А известность, кроме всего прочего, приобрел и тем, что провозгласил реабилитацию живописи (в противовес Малевичу), «сделанных картин и сделанных рисунков». По Филонову, каждое прикосновение к холсту – «единица действия», атом. Этот удивительный, отчасти таинственный человек трудился по 18 часов в сутки и говорил, что художник должен быть «рабочим Изо» (дневник 1934 года).

На выставке в Крамского будут представлены произведения из цикла «Головы», которые считаются автопортретными. Увидим мы и многочисленные работы художника, которые он называл «формулами» – «Формула комсомольца», «Формула расцвета», «Формула буржуазии», «Формула интервенции», «Формула революции», «Пейзаж (Формула весны)». Посмотрим также на последнюю картину мастера «Лики», равно как и на другие шедевры.

Сценографы стран СНГ

В тот же день в Выставочном зале на Кирова, 8 откроется выставка «В пространстве без границ»; идея ее организации возникла после объявления Воронежа в 2015 году культурной столицей СНГ. В экспозиции будут представлены эскизы костюмов и декораций, макеты спектаклей театральных художников республик бывшего СССР из собрания Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, с которым Платоновфест продолжает сотрудничество. Учреждение, основанное в 1894-м известным московским промышленником и меценатом Алексеем Александровичем Бахрушиным, в прошлом году отметило 120-летие, в его фондах – более 1,5 млн экспонатов.

В масштабную воронежскую экспозицию войдут работы таких выдающихся сценографов, как Федор Нирод (Украина), Даниил Лидер (Украина), Ираклий Гамрекели (Грузия), Олег Кочакидзе, Александр Словинский и Юрий Чикваидзе (грузинское объединение «Самеули»), Мартирос Сарьян (Армения), Бердигулы Амансахатов (Туркменистан). Увидим мы и творчество россиян – Федора Федоровского, Николая Акимова и Вадима Рындина.

4 июня – еще одно событие в музее им. Крамского: на втором этаже состоится вернисаж выставки «Великий Кинемо!», посвященной отечественному киноплакату 1910-1920-х годов. Зрелище обещает быть грандиозным: 73 работы первых русских киноплакатистов (Г. Алексеев, М. Кальмансон, П. Житков) и мастеров авангарда (А. Лавинский, братья В. и Г. Стенберги, Н. Прусаков, М. Векслер и другие) из собрания Русского музея создавались в самый интересный период в истории жанра. Это – первая треть XX века: от поры зарождения и становления киноплаката в 1910-е до его расцвета в 1920-х. Имя выставка – «Великий Кинемо!» – получила благодаря писателю Леониду Андрееву, который придумал это словосочетание, размышляя о будущем кинематографа в «Письмах о театре». «Чудесный Кинемо!.. Если высшая и святая цель искусства – создать общение между людьми и их одинокими душами, то какую огромную, невообразимую, социально-психологическую задачу суждено осуществить этому художественному апашу современности!.. Великий Кинемо!..»

Посредством этой выставки Платоновский фестиваль впервые прикоснется к киноискусству – причем к самым его истокам, к эпохе немого кино. И подтвердит общеизвестное: киноплакат стал площадкой для творческого эксперимента ведущих мастеров советского авангарда 1920-х. Которые демонстративно порвали с ориентацией на массовый обывательский вкус, утвердившийся на заре немого кино, и сделали киноплакат явлением большого искусства.

Как делать мультики

Также 4 июня в Галерее Камерного театра откроется выставка «Александр Петров. Живопись в движении». Зрители смогут наблюдать полный цикл сотворения фильма: от набросков, графических эскизов – до готовых кадров, живописных картин, которые будут представлены на подсвечиваемых витринах. На протяжении работы выставки в Галерее пройдут показы фильмов Петрова, а основу экспозиции составят эскизы к двум картинам: «Моя любовь» по мотивам романа Ивана Шмелева и «Корова» по рассказу Андрея Платонова.

Выставкой явление Воронежу Александра Петрова – одного из самых известных российских художников-мультипликаторов, лауреата премии «Оскар», Платоновской премии в области литературы и искусства и множества других наград – не ограничится. 6 июня в Театральном клубе Камерного высокий гость проведет мастер-класс, посвященный технике ожившей живописи. На глазах у зрителей воспроизведет кадры из своих знаменитых фильмов на специальном станке для живописной анимации; участники мастер-класса увидят, как и с какими материалами работает художник.

5 июня придет черед той самой «Коммуне»: в «старой» типографии откроются сразу три выставки. В экспозиции первой, названной «Страх, хлеб и вера» (по цитате из записных книжек Андрея Платонова) – 44 работы из отечественной фотохроники 1920 – 1930-х годов, в которых угадываются платоновские сюжеты и типажи. Революции, вой­ны, голод, холод, разруха, труд, мечты, романтика созидания и электричество, механика и душа – вот любимые темы писателя; в такой атмосфере существуют все его «сокровенные люди».

Меморандум эпохи

Экспозиция создана на основе выставки «Без меня народ неполный…», которая проходила в Москве в 2010 году. Ее автором и куратором выступил Виктор Молчанов. «Мы не пытались иллюстрировать платоновскую прозу фотографией. Это невозможно, – говорит он. – Наша выставка – скорее, фотографическое эссе или фотографический меморандум платоновской эпохе, в центре которой сам автор – русский человек в его лучшем изводе, мыслящий устроитель земли».

Составлено «эссе» из работ советских фотографов Марка Маркова-Гринберга и Аркадия Шайхета, Творческого объединения «Каменный пояс» (Челябинск). Первый снимал для журналов «Огонек» и «Смена», работал в ТАСС, фотографировал строительство Днепрогэса, организацию первых колхозов, Максима Горького и Владимира Маяковского, Ромена Роллана и Бернарда Шоу, Алексея Стаханова и Никиту Изотова, Валерия Чкалова и Полину Осипенко. Аркадий Шайхет снимал для «Рабочей газеты», «Огонька», «СССР на стройке». Фотографии, предоставленные Творческим объединением «Каменный пояс», собраны по семейным архивам. На снимках той эпохи – ударники труда и крестьянки, воплощающие в жизнь грандиозный социальный эксперимент…

«Сущий энтузиазм жизни» – тоже выражение Андрея Платонова. Объединит оно подборку материалов писателя, опубликованных в период с 1918 по 1925 годы в воронежских периодических изданиях. В это время Платоновым написаны около трех сотен текстов для газет «Воронежская коммуна», «Красная деревня», «Наша газета», «Трудовой клич», «Репейник», «Огни» и журнала «Железный путь». В Никитинской библиотеке сохранилось лишь 11 публикаций, в Архиве Воронежской области – более 100 материалов из «Воронежской коммуны» (из них только треть – в приемлемом качестве)…

Живопись на фотографии

В воронежский период корреспондент Андрей Платонов часто использовал различные псевдонимы – А.Пл., Нищий, Тютень, Елпидифор Баклажанов, Иоганн Пупков, Рабочий Андрей Платонов и другие. Публикации писателя будут показаны в информационном контексте: зрители увидят развороты газет и журналов, на которых статьи Платонова соседствуют со статьями других авторов. Организаторы называют «Сущий энтузиазм жизни», соседствующий с фотовыставкой «Страх, хлеб и вера», «самой платоновской» выставкой в программе фестиваля. Поскольку сам писатель настаивал: «Чтобы лучше все понимали жизнь, надо не только рассказывать о ней, но и показывать ее. Живописная газета, где каждое слово еще и показано на картине, вдесятеро сильнее по агитационному значению, чем обыкновенная словесная газета».

«Невозможное» – детская выставка студии «Ступени». Специально для Платоновского фестиваля ученики этой студии, которая существует при кафедре дизайна Воронежского ГАСУ, создают рисунки, макеты и леттеринги. Более 60 работ познакомят зрителя с новыми мирами, выдуманными вселенными, детскими мечтами и переживаниями.

А в галерее ХЛАМ 6 июня откроется персональная выставка Игоря Тишина «Человеческое вещество»; этот проект также связан со статусом «Воронеж – культурная столица СНГ-2015». Игорь Тишин – один из самых значительных современных художников Беларуси. Он работает в технике живописи на фотографии, показывая одновременно и контраст, и синтез реального мира и экспрессии художника. Выставка «Человеческое вещество» покажет 24 работы, 6 из которых – по прозе Андрея Платонова и собственно портрет писателя – художник напишет в Воронеже. Попытается, с его слов, «средствами живописи передать самобытный, нескладный язык писателя, его русский экзистенциализм».