Газета,
которая объединяет

Утюг – страшная сила

Воронежский театр драмы им. А.В. Кольцова представил премьеру по пьесе Николая Коляды
Рубрика: Культура№ 39 (1899) от
Автор: Сергей Попов

Новый спектакль театра драмы «Скрипка, бубен и утюг», дебютный показ которого состоялся на днях, откровением, увы, не стал. Молодой режиссер Антон Тимофеев (знакомый театралам в основном по своим актерским работам и проектам творческого объединения «Неформат»), к сожалению, решил пойти по стопам любителей покопаться в душе «маленького человека» и поставить очередной безальтернативный диагноз Кали-юге.

Режиссерский настрой обозначился уже с момента выбора пьесы. «Скрипка, бубен и утюг» драматурга Николая Коляды – очередная демонстрация беспросветности существования русского затрапезного городка (в данном случае – Дощатова). Непонятно, откровенно говоря, зачем появившаяся на свет Божий.

Болото российской действительности

Авторы часто объясняют смысл создания подобных вещей желанием «заставить публику задуматься». Но если сама жизнь не становится для человека тем, что заставляет его расти и развиваться, оттачивая вкус и постепенно выбрасывая все лишнее из повседневности, то искусство и подавно не исправит ситуацию. Да, оно способно менять людей. Но не теми способами.

Вы спросите: не «теми» – это какими? Ответом и послужит спектакль. Полтора часа публику купают в изрядно «пахучем» болоте российской провинциальной действительности. Дополняя бесхитростную картину сортирным юморком, крепкими словечками и (прости Господи!) песней «О, боже, какой мужчина». Если авторы спектакля ставили целью фактографическое воссоздание мелочной мерзости – попали в точку. Но едва ли зрителям такой успех окажется приятен. Впрочем, за всех говорить не будем: зритель – он, как известно, разный…

Сюжета здесь – два: один следует за другим, не будучи с ним связанным. Первый –свадьба двух представителей разных социальных слоев, непонятно кому нужная вообще. Мало того, что мамы молодоженов открыто выказывают пренебрежение друг к другу, так еще жених с невестой ярко и выпукло «недолюбливают» свои вторые половины. Решая, однако, что «все равно жить будем вместе»...

Рюмка водки на столе

На фоне достаточно безрадостного впечатления от зрелища в целом, нельзя не сказать о прекрасной работе Вячеслава Гардера, исполнившего роль жениха: его герой вызывает целую гамму чувств. Отвратительно одетый татуированный лось, «отрывающийся» под Натали, в какой-то момент становится трогательным космическим одиночкой. Который, опершись на стену, говорит в пустоту о любви к прозе его однофамильца Бунина.

«Вот он все про природу, про деревню писал. Я так не смогу, – мечтательно произносит персонаж Гардера. – Вот смотрю – облака клочкастые летят по небу, серые такие. Березы чуть желтые. Осень уже скоро. А я так написать не смогу, как вижу...» Занятая в той же сцене молодая супруга стоит просто для мебели: муж явно обращается не к ней. Понимая, что эта упоенная своей дутой «интеллигентностью» особа даже не сделает попытки его услышать.

Мамы молодоженов в конце концов напиваются и мирятся. «Под коньячок» (по-другому ведь в провинции якобы не бывает) идеологические разногласия потихоньку уходят на второй план…

Свадьбу обслуживает официантка, несколько раз появляющаяся не в самые вроде бы подходящие моменты и спрашивающая, нести ли ей горячее. Она-то и становится героиней «второй серии».

Черный юмор

Свадьба из сюжета аккуратно изымается, а к официантке приезжает дочь. Рассказывающая, что вылечилась от бесплодия при помощи рекомендованного мамой «экстрасенса из телевизора». Да вот беда – ребенок родился черненький. Генетический, видите ли, сбой. А «автор» этого сбоя, тот самый экстрасенс, съехал из офиса вместе с отваленной ему круглой суммой. Занимательно?!

Искупить вину дочь предлагает маме здесь и сейчас. Для этого надо – всего ничего: взять к себе внука-негритенка на ПМЖ. Основательно «прибитая» новостями и напором официантка вынуждена согласиться: куда деваться после того, как именно негритята стали являться в галлюцинациях, спровоцированных ее нелегкой работой? И это при том, что в городе Дощатове экзотика такого рода, конечно, мгновенно станет достоянием общественности, ни в какие «генные сбои» не верящей.

Дощатов показан буквально: сценография представляет собой комнату из грубых досок, в полу которой – несколько квадратных выемок, по мере постановочной необходимости поднимающихся вверх и становящихся столами. Оформление – пожалуй, одна из самых сильных сторон спектакля. Незатейливо, но функционально. Скромно, но по делу. Как правило, минимализм еще никому не вредил, да и насчет сестры таланта как-то невольно вспоминается...

Возвращаясь к напечатанному: на выходе мы имеем очередное двухчастное эпическое полотно о том, что «нет чудес – есть гады, изверги и звери». Не надоело? Странно, что почти никто не предпринимает попыток показать счастливого человека, сделать акцент на красоте и ценности нашего мимолетного существования. Об этом практически нет спектаклей, книг, музыкальных альбомов. Неужели деятелям искусства грязь действительно интереснее и ближе?..