Газета,
которая объединяет

На той войне незнаменитой…

Областной музей им. Крамского демонстрирует «Окопное искусство»
Рубрика: от
Автор:

Недавнее открытие выставки «Окопное искусство», что работает в выставочном зале Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского и продлится по 24 мая, произошло фактически накануне Дня Победы – в посвящение ее 70-летию.

Проект поддержал департамент культуры Воронежской области, а автором экспозиции выступил военный историк и поисковик, руководитель студенческого поискового отряда Александр Курьянов.

На котелках и мисках

«Культурная» сторона войны… Какой она была, как выглядела? С 2005 года Александр Курьянов вел научно-исследовательскую работу по сбору и систематизации предметов окопного искусства Второй мировой. Плоды ее – подлинные находки поисковиков из частных и музейных коллекций – и составили экспозицию.

На выставке можно видеть фотографии предметов, выполненных руками солдат – наших воинов, и поделок противников. Нередко завоеватели отмечали на своих «рукоделиях» рисунками путь, завершившийся, как известно, бесславно…

Конкретика – страшная сила, это мы знаем. Потому среди многочисленных свидетельств «той войны незнаменитой» предметы «окопного искусства» – в авангарде процесса идентификации человека, помещенного в нечеловеческие условия. Где, казалось бы, до творчества ли? Но… «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?..»

В экспозиции – предметы, выполненные либо «усовершенствованные» воинами по обе  стороны линии фронта: всякие интересные штучки из гильз, «художественные холсты» на котелках, алюминиевых мисках, кружках, ложках, портсигарах, деревянных досках снарядных ящиков. Вдохновение диктовало бойцам сюжеты не только военной, но и мирной жизни. Солдаты любили делать автопортреты и запечатлевать лица любимых, выгравировывали девизы, амурные послания, памятные надписи, символику и т.д.

Выступавшие на открытии отметили: творчество на войне было настоящей отдушиной для воевавших. Ведь зачастую только с его помощью они и могли «вернуться» в довоенный мир, полный света и радости.

Творческие венгры

Понятно, что «солдатские» предметы не отличались изяществом и грацией: на войне – как на войне, не до филигранного выведения линий. Но именно грубоватость поделок и рисунков на них придает находкам поисковиков трогательную достоверность, делает эти вещи особо выразительными, говорящими.

«Вперед, на врага», «На запад!» – такие и им подобные призывы частенько украшали бойцовские портсигары. А рядом с побудительными надписями – танки и самолеты. Которые, как известно – первым делом, но… Девушки тоже на потом не «откладывались»; то, что на окопных предметах находилось место романтике, доказывает выставка в музее Крамского.

«Кого она ожидает?», – задается лукавым вопросом автор-красноармеец, изобразивший девушку с ромашкой в руках. Но до ответа, увы, не доживает: в 1944 ушел в бой – и не вернулся…

– Есть в экспозиции оригинальный экспонат из Россошанского музея, – рассказывает заведующий выставочным отделом музея Алексей Русанов. – Это комиксы, нарисованные офицером итальянской армии. Солдатский юмор про то, например, что за время, проведенное на войне, боец перелопачивал столько земли, что мог бы прорыть насквозь земной шар.

Интересно, что по мере приближения 9 мая 1945 года советские солдаты занимались окопным творчеством все активнее, тогда как в стане противников – ровно противоположная картина. Конец войны их явно не вдохновлял. А самыми творческими людьми считались венгры: вазы, сделанные ими из гильз во второй половине 1942 года в районе Верхнего Дона, поисковики находят до сих пор.

Подборка «окопного искусства» дополнена произведениями из фондов ВОХМ им. И.Н. Крамского, посвященных подвигу советских людей в Великой Отечественной войне.