Газета,
которая объединяет

Слов нет!

Воронежцам показали фильмы двадцатых годов
Рубрика: Культура№ 64 (1924) от
Автор: Сергей Кисин

Давно ли вы были в нашем городе на «немом» кинопоказе? Если давно – жаль. Потому что шанс сделать это «нарисовался» буквально на днях, а когда возникнет в следующий раз – трудно сказать. Дело, думаете, в Платоновском фестивале? Отчасти вы правы. Но – лишь отчасти.

Наверное, показы «немых» советских кинокартин двадцатых годов в рамках Платоновфеста стали возможны во многом потому, что нашлась адекватная этой задумке площадка. Арт-центр «Коммуна».

Как век назад

«Берег» уже сообщал о том, что бывшую типографию газеты «Коммуна», ставшую на время фестиваля арт-центром, ждет, по всей вероятности, незавидная судьба. Ходят упорные слухи о том, что теперь, после фестиваля, полюбившуюся, кажется, всем представителям воронежской культурной богемы площадку снесут. Чтобы построить на ее месте очередной бизнес-центр.

А еще недавно, считанные дни назад, там натурально кипела жизнь. Вовсю работали выставки, проводились пресс-конференции, ценители искусства вереницами тянулись в фуд-корт «Коммуны» за горячими бургерами. Несколько вечеров ознаменовались киносеансами, пользующимися неизменным зрительским «спросом».

Получилось нечто вроде того, что Платонов когда-то устраивал в селе Рогачевка. О чем в своих воспоминаниях рассказывала родственница великого писателя: «Надумали они с папой новое дело: устроить для крестьян этого села кино. Там была старая большущая церковь, помню, высокая такая. Так вот они в ней поставили какой-то мотор, достали аппарат и все необходимое. Раздули большой самовар, а меня около него поставили – вроде буфета получилось. Сказали, чтобы я чай перед кино наливала и по леденцу бесплатно всем давала. Время было тяжелое, а они это все за свой счет устраивали. И вот наконец пустили первое кино».

Теперь круг замкнулся: сотни воронежцев снова внимали «немым съемкам» – как век назад. Корреспонденту «Берега» удалось побывать на тех «коммуновских» показах, которые, видимо, уже скоро приобретут статус легендарных. Одним из демонстрировавшихся фильмов была картина «Поцелуй Мэри Пикфорд» режиссера Сергея Комарова.

Как бороться с ксероксом

Фильм 1927 года, в лучших традициях тогдашних киносеансов, сопровождался не только субтитрами (в нашем случае – почему-то на украинском), но и аккомпанементом тапера. Фотография Андрея Платонова на стене, многочисленные «голые» лампочки, бескомпромиссно свисающие с потолка, и прочие элементы антуража как будто действительно выполнили функции «машины времени». Спустя несколько минут после начала показа психика уже как-то отказывалась верить, что сейчас на дворе 2015 год. Эффект погружения оказался очень неслабым.

При всем том чем дальше, тем понятнее становилось, откуда «позаимствованы» приемы, чрезвычайно широко распространенные в сегодняшней теле- и киноиндустрии. Начиная от комедий, сляпанных на коленке и забытых через неделю после премьеры, и заканчивая точно такими же телешоу. Почему так? Потому что это – копии. Причем – не лучшего качества. Да, в 1927 году это было смешно и свежо. Да еще и талантливо сделано. Сейчас же подобные приемы смотрятся бездарным «ксероксом», пародиями на великих и легендарных. Прошел, извините, век – время, вполне достаточное для того, чтобы изобрести новые стилистические решения.

Ах да, фильм. Простой и красивый. С незамысловатым, в общем-то, сюжетом. Билетер кинотеатра Гога Палкин влюблен в студийку Дусю Галкину, мечтающую о славе кинозвезды. Дуся обещает ему взаимность в том случае, если Гога станет знаменитостью. Попав на киностудию, после ряда приключений Палкин оказывается под куполом ателье, а все участники съемки едут встречать американских кино­звезд. Прибыв на «точку», Мэри Пикфорд находит Гогу Палкина забавным и дарит ему свой поцелуй. Гога сразу становится популярен, и Дуся отдает ему свое сердце. История, кстати, насколько архаичная, настолько и современная…

Исполнитель роли Гоги, актер Игорь Ильинский – будущая звезда «Гусарской баллады» и «Карнавальной ночи». Только если в работе над этой «классикой» ему были доступны дополнительные средства выразительности (слова и голос), то в «Поцелуе Мэри» приходилось просто «работать лицом». Что артист сделал просто блестяще: часовой фильм без единого слова смотрелся на одном дыхании…

P.S. Вспомнился еще один «немой» кинопоказ в нашем городе. Лет пять назад известный джазовый музыкант Сергей Летов привозил в Воронеж фильм Фридриха Мурнау «Фауст». Сергей Федорович тогда аккомпанировал видеоряду. Действо происходило в Доме актера. Конечно, было здорово. Но с «Поцелуем Мэри» в «Коммуне» – все же несравнимо…