Газета,
которая объединяет

Пейте на здоровье!

Чайных дел мастер – о тонкостях употребления «бодрящего» напитка
Рубрика: Хобби№ 84 (1944) от
Автор: Сергей Кисин

Все мы ежедневно пьем чай. Но что нам известно об этом популярном напитке? Пожалуй, почти ничего. Придя в магазин, непосвященные начинают выбирать между какими-нибудь условными липтонами и ахмадами. А истинные любители чая покупают его отнюдь не в гипермаркетах. Почему? Об этом и многом другом «Берег» расспросил специалиста – владельца воронежского чайного клуба Александра Золотарева.

Он же дерево!

– Александр, расскажите для начала, откуда у вас такой предметный интерес к чаю? Все его пьют, но вот так, чтобы изучать сорта и разбираться в тонкостях…

– Все просто: однажды попробовал по-настоящему вкусный чай. Понравилось. Стал интересоваться, что к чему. Узнал, в частности, что чай – это изначально дерево. Вообще существует три биологических вида чая: дерево, древовидный кустарник и кустарник. Два последних появились в процессе эволюции живой природы. А чайные деревья растут по несколько сотен лет. Возраст же самого старого чайного дерева, которое и по сей день произрастает в Китае – три тысячи лет. Интересно?

– Весьма. Желание изучать эту тему возникло сразу же?

– Я начал пробовать разные пуэры (пуэр – китайский постферментированный чай – прим. авт.) где-то лет десять назад. В то время еще качественного чая в нашем городе было не достать. То тут, то там предлагали всякое дерьмо. Это как в анекдоте: мыши плакали и кололись, но продолжали жрать кактус. Лет семь назад стал углубляться в «чайную» тему, прицельно изучать вопрос. А заниматься чаем профессионально, то есть зарабатывать на нем, начал года четыре назад.

– Я так понимаю, в ту пору, когда вы стали активно интересоваться темой, еще и сведений-то никаких на этот счет не было. Откуда черпалась информация?

– Мне повезло: жизнь свела с профессионалами чайного дела, китаистами. Стал узнавать у них, что к чему. И с тех пор стараюсь в каждом «чайном нюансе» докопаться до истины. Минуя легенды и маркетинговые придумки, которых в этом деле хватает. Потому что десять лет назад я сам был уверен, что пэур закапывают в землю и хранят в пещерах. И с удовольствием транслировал эту чушь.

Привет из субтропиков

– Но, наверное, до сих пор находятся люди, которые пытаются вас убедить в том, что именно так дело и обстоит.

– С годами их все меньше, но, конечно, еще попадаются. Приходят, говорят, что знают про пуэр все, и с серьезным видом несут бред. Переубедить в чем-либо таких «знатоков» невозможно. Мне приятнее общаться с теми, кто задает вопросы и действительно интересуется предметом. Слава Богу, какой-то уровень знания сегодня у меня уже есть, хотя я ни в коем случае не считаю себя чайным мастером. Но делиться проверенными и достоверными сведениями с теми, кто хочет узнать что-то новое про чай – интересно.

– Позвольте-ка и я узнаю что-то новое. Расскажите, в частности, о чае, который мы с вами сейчас пьем.

– Шу пуэр – чай, помогающий проснуться. Сырье хорошее, но, по моим меркам, он сыроват.

– Что значит «сыроват»?

– Запах сырого сарая говорит о том, что этот чай хранился на складе с повышенным содержанием влажности. Основное же условие хранения чая – сухой, чистый, проветриваемый склад. Без прямого попадания солнечных лучей. Хотя есть любители чая влажного хранения. В китайской провинции Юньнань, где преимущественно и производится пуэр, – влажный субтропический климат. Поэтому бывает, что чай просто «упускают».

Ступени вверх

– Давайте поясним читателям: шу пуэр – черный, шен пуэр – зеленый, верно?

– В целом да. У меня есть глубокое убеждение, что до шен пуэров надо дорасти. Они требуют к себе более нежного отношения, иногда их сложно понять. А если еще с ними сделать что-то не так – то это вообще может навсегда отвратить от чая. С шу – проще. Над ним как ни издевайся, он максимум будет слишком крепким. Шен же нельзя передерживать, нельзя «бахать» сразу много заварки. Вообще, я считаю, что для того, чтобы выработать некий чайный вкус, нужно перепробовать все чаи – хотя бы по видам. Не нужно в одном ряду дегустировать все подряд (вряд ли новичок сможет адекватно сравнить, скажем, несколько видов темных улунов). Стоит пробовать темный улун, светлый улун, шу пуэр, шен пуэр, белый чай и так далее. И потом делать вывод – что тебе ближе всего. И уже в этом направлении двигаться и развиваться.

– Гурманство, однако...

– Ни в коем случае! Это – одна из самых распространенных ошибок восприятия чая, которые прочно сидят в головах большинства. Считается, что настоящий чай – нечто мега­элитное и меганедоступное. Не стоит забывать, что чай – в первую очередь продукт питания. А любой продукт может быть либо хороший, либо плохой. Все! Никакой недоступности чая не существует. Просто есть разные ступени. По которым можно подниматься выше и выше. Ко мне, бывает, приходят новички и говорят: «Дайте самый дорогой пуэр». Я отвечаю: «Зачем, если вы его просто не поймете? И не будете знать, за что платите деньги...» У меня не стоит задачи срубить бабла во что бы то ни стало! Хочется, чтобы люди ко мне возвращались. А для этого нужно быть правдивым.

Новое поколение выбирает

– Давайте тогда скажем правду и о воздействии чая. Принято считать, что пуэр – непременно «штырит»…

– Да, почему-то есть люди, которые уверены, что это – нечто сродни воздействию психотропных веществ: алкоголя или наркотиков. На самом же деле все иначе: когда человек ждет от чая определенного эффекта – он никогда не наступает. Почему? Потому что чайное состояние не похоже ни на что. А человек ждет чего-то похожего, того, к чему привык. Этого ждать бесполезно. Такое состояние можно только в один прекрасный момент поймать. Если я сейчас постараюсь его описать – запрограммирую тем самым человека на определенные ожидания. Он станет ждать моих чувств, моих эмоций и моих состояний. И – не дождется. Потому что это – вещи индивидуальные.

– Среднестатистический портрет любителя чая изменился за последние пять лет? Что это за человек – тогда и сейчас?

– Я особых перемен не замечаю. Радует то, что появляется все больше молодых ребят, от 16 до 25 лет, которые сознательно отказываются от алкоголя в пользу чая. Они приходят, задают внятные и здравые вопросы, интересуются. Это те, кто не пьет чай «чтобы штырило». Такая молодежь очень обнадеживает. Себя-то я отношу к потерянному поколению. Мне 45 лет, многие мои ровесники либо поумирали от алкоголя и наркотиков, либо сидят. Девяностые даром не прошли. Людей, в общем-то, осталось немного...

Будьте здоровы!

«Благотворных влияний чая на организм – море, – уверен Александр Золотарев. – При этом практически у всех чаев эффекты примерно одинаковые: очищение организма, детоксикация, улучшение обмена веществ. Чай воздействует и на нервную систему, и на желудочно-кишечный тракт. Шу пуэр (проверено на близких!) помогает диабетикам понижать уровень сахара в крови. Другой знакомый начал сбрасывать лишний вес после активного употребления качественного чая. По словам тех, кто занимается спортом, мышцы чувствуют себя намного спокойнее, если пьешь белый чай: образуется меньше молочной кислоты».