Газета,
которая объединяет

Возродившая промысел

Уроженка Воронежа постаралась во славу Гжели
Рубрика: от
Автор:

Это имя – Наталья Бессарабова – я впервые услышал на выставке Гжели, проходившей в Воронеже пару лет назад. О Наталье Ивановне – нашей землячке, художнике-кеpамисте, живописце – много и охотно, с большим уважением рассказывала тогда куратор выставки, отметившая: Бессарабова, родившаяся на излете позапрошлого века, остается законодательницей мод и сегодняшнего «бело-синего» производства.

От революции до войны

И вот – круглая дата: 31 августа этого года исполнится 120 лет со дня рождения знаменитой воронежской уроженки! Биография ее примечательна. Училась в воронежском ВХУТЕМАСе (1919-1922). Ее учителями были скульпторы Н. А. Кондрашин и С.В.Сырейщиков, живописец А.А.Бучкури. Параллельно с учебой принимала участие в оформлении спектаклей Воронежского драматического театра. А весной 1922 года уехала в Москву, где слушала лекции В.А.Фаворского.

Вернувшись в Воронеж, в 1923-1927 годах работала над циклами исторических картин, портретов и этюдов на темы «Революция 1905 года в Воронежской губернии» (65 работ в декабре 1925 года экспонировались на одноименной выставке в Воронежском музее революции) и «Октябрь и Гражданская война в Воронежской губернии» (одноименная выставка состоялась там же в 1927 году). В 1924 году выполнила серию акварелей для местного цирка.

В 1930 году Наталья Ивановна Бессарабова перебралась-таки в Москву окончательно. Работала в Подмосковье, на заводе сельскохозяйственного машиностроения им. Ухтомского – штатным художником. Позже, в 1937–1941 годах, трудилась главным художником в хорео­графическом театре ЦПКиО им. Горького «Остров танца», участвовала в оформлении костюмов и постановок профсоюзного ансамбля песни и плясок под руководством композитора А. Г. Новикова, часто выступавшего в Колонном зале Дома Союзов. В свободное время постоянно занималась мелкой пластикой – лепила из пластилина, выполняла в гипсе скульптурные портреты, небольшие фигурки и даже многофигурные композиции артистов балета.

В начале 1941 года вместе с «Островом танца» Бессарабова выезжала в Казань – готовить декаду татарского искусства. В казанском театре оперы и балета Наталья Ивановна создавала эскизы костюмов для оперного и драматического театров, которые использовались до 1950 года. Работу Бессарабовой в Казани прервала война...

Начинали с нуля

Главный период в творчестве художницы начался в конце 1943 года – ее пригласили работать в лабораторию керамики и камня Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП) РОСПРОМСОВЕТА в Москве. В задачи организованного в марте 1932 года НИИХП входило восстановление угасших народных промыслов самого разного характера, воспитание молодых специалистов-искусствоведов в области народного искусства, изучение составляющих компонентов художественных традиций народных промыслов, разработка методических материалов, организация выставок, пропаганда народного искусства в печати (реклама) и многое другое.

Послевоенному поколению художников и искусствоведов начинать работу приходилось с нуля. Вся лаборатория керамики и камня состояла из пустой комнаты, в которой стояли ножной гончарный круг и «мертвый» горн. Бессарабовой пришлось решать задачу возрождения гжельской и скопинской керамики, создавая образцы бытовых изделий и скульптуры из фарфора, майолики и терракоты.

Первые пробные работы в керамике с полихромной росписью солями металлов, выполненные Бессарабовой в 1944 году в лаборатории НИИХП, продолжили любимую тему «Танцы народов СССР», задуманную ею еще в довоенную пору. Были выполнены три керамических изделия: скульптура «Русский танец», карандашница «Молдавский танец» и ваза «Хоровод – русская пляска».

Мазок с секретом

Возрождение традиционных приемов в создании форм посуды, восстановление гжельского письма началось в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны. Мастера называют это время в развитии промысла периодом «освоения старой Гжели» и связывают его с именем не только Натальи Бессарабовой, но и крупного ученого, знатока керамики А. Б. Салтыкова. Из всего многообразия декоративных приемов, выработанных предшествующими поколениями, для украшения современного гжельского фарфора выбрали технику подглазурной росписи кобальтом – как наиболее простую в исполнении.

В начале 1950-х годов приоритетное значение в разработках Бессарабовой начинает занимать мелкая пластика преимущественно анималистического толка с росписью солями металлов. Каждое изображение выполняется по-новому, в соответствии с характером и повадками животных. Позы фигурок естественны, животные словно живут в привычной для них среде.

Наталья Бессарабова не только сама постигла секреты гжельской росписи, но и научила мастеров забытым приемам. Она показала, как выводить «сплошной мазок» и «мазок с тенями» – когда краску набирают не на всю кисть, а лишь на одну сторону. Причем таким образом, что при повороте кисти, плоско положенной на поверхность изделия, получается широкий мазок с тональными переходами цвета – от темного синего до светлого голубого, почти белого.

Практической пользы ради

Наталья Ивановна создала изделия, положившие начало современному гжельскому фарфору, его особенному стилю. Формы ее кувшинов, кружек, молочников, ваз округлы и вместительны. Чайники, тулово которых сделано в виде толстого диска и поставлено ребром на четыре ножки-лапы, напоминают гжельские кумганы. В росписи преобладают растительные мотивы, используются разнообразные традиционные живописные приемы.

С именем Бессарабовой связаны и первые шаги по восстановлению секретов гжельской майолики. Именно она ставила опыты по росписи эмалью, которую ласково называла «материал с душой». Среди наиболее интересных и выразительных вещей – сухарница с лепными ручками в виде цветов и небольшая фигурка «Цирковой конь». В четком, энергичном силуэте фигурки – чистота линий, простота, присущая игрушкам, изящество росписи.

Лаконичность в сочетании с монолитностью, практическая польза изделий вкупе с декоративностью, глубокая законченность каждой вещи свидетельствуют о видимом равнодушии художницы к «сервизности»: изделия ее, как правило, единичны, редко группируются, как, например, кувшин с кружкой. Зато они всегда технологичны и сравнительно просты для производственного тиражирования.

Классикой стали многие модели Натальи Ивановны Бессарабовой. Некоторые из них, где традиционные мотивы Гжельской земли звучат по-новому, более свежей, чистой и прекрасной нотой, и сегодня пользуются завидным спросом.

только факты

В 1978 году Наталья Бессарабова совместно с гжельскими художниками Людмилой Азаровой, Татьяной Дунашовой, Зинаидой Окуловой за создание высокохудожественных керамических изделий в ПО «Гжель» Московской области удостоена Государственной премии имени Репина.

Кстати

Работы Натальи Бессарабовой находятся в коллекциях многих музеев страны – в Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, Государственном музее керамики и музее «Усадьба Кусково XVIII века», во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Цари?цыно», Государственном историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим» и других.