Газета,
которая объединяет

Свадебный переполох

Воронежцев заставили кричать птеродактилями
Рубрика: Культура№ 104 (1964) от
Автор: Сергей Попов

Детский спектакль на основе альбома рок-группы – оказывается, бывает и такое. Белорусский фрик-кабаре-бэнд «Серебряная свадьба» на днях показал в ТЮЗе спектакль «Музыка – все!», явившийся, по сути, костюмированной интерактивной презентацией одноименного (нового) альбома коллектива. Мероприятие проходило в рамках детского театрального фестиваля «МАРШАК».

«Швабробас» в деле

Воронежским слушателям «Серебряная свадьба» знакома, в частности, по участию в Платоновском фестивале: несколько лет назад группа играла большой сет на Адмиралтейке, и этим выступлением закрывался тогдашний Платоновфест. Народ, помнится, наперебой говорил: эту команду надо не только слышать, но и видеть – непременно! Потому что даже обычный концерт «Серебряной свадьбы» – полноценное театрализованное шоу, полное неожиданных поворотов.

Теперь же воронежцам предстоял концерт совершенно необычный. Который сами музыканты и не позиционировали как концерт. И, выходя из зрительного зала, стало понятно, насколько они правы – да, это полноценный спектакль.

Мало того – постановка явно предназначена «для всех»: от самых маленьких – до тех, кто вырос весьма и весьма. Удивительный, непривычно волшебный художественный мир, создаваемый на сцене «Серебряной свадьбой», «цепляет» каждого, кто хоть сколько-нибудь верит в чудесное.

Правда, создается ощущение, что участники группы как раз уверены в том, что ничего необычного на сцене не происходит. И их «лаборатория по коллекционированию звуков» (спектакль – как бы экскурсия по этой лаборатории) не менее, а то и более реальна, чем, например, государственная Дума. А музыкальный инструмент «швабробас» – ничуть не удивительнее автомобиля.

Режиссерские выходки

Броская и будто бы беспорядочная сценография – элемент, подчеркивающий стильность, легкость и неповторимость действа. «Глянь, мам, на динамике стоит колба, ха-ха!» – доносилось с какого-то заднего ряда за минуту до начала спектакля. В общем, с задачей настроить зрителей на нужный лад создатели постановки справились на ура. Еще ничего не началось, а первая волна улыбок уже прокатилась по залу.

Центральным персонажем «Музыки – все!» явилась, естественно, лидер коллектива Светлана Бень (известная поклонникам группы как Бенька). Естественно – потому что «в миру» Светлана, на минуточку, режиссер Белорусского государственного театра кукол. Она-то и вела с маленькими зрителями диалог, предлагая то покричать, как птеродактили, то пошуметь, как море. Для родителей Бенька подготовила «специальные предложения» подобного же свойства: им тоже предлагалось изобразить тот звук, который попросит героиня.

Сюжетной линии в спектакле нет. «Лаборатория по коллекционированию звуков всего лишь поставила целью показать своим посетителям, что «музыка – все»: любой, то бишь, звук, даже самый неожиданный, может стать частью музыки. Стоит только прислушаться!

Колыбельная для водопроводного крана

Для начала публике дали прислушаться к тому, что происходит «в гараже у дяди Вити» – именно так называется первая песня с нового альбома. Вслед за стартовой вещью прозвучали и остальные – таким макаром группа исполнила всю пластинку! С присущей им легкостью и шармом к каждому треку «свадьбовцы» делали подводку: именно эти «прослойки» и стали стержнем спектакля.

Песни программы отличались как традиционным для «Серебряной свадьбы» абсурдизмом, так и не менее привычным по отношению к этой группе тонким лиризмом – без закосов в романтические сферы. Взрослые, находившиеся «в теме», наверняка получили неслабое удовольствие от текстов, изобилующих неожиданными метафорами и неочевидными сюжетными ходами (в песнях ведь сюжеты есть!). Малышей же порадовала «узаконенная» возможность топать, шлепать, бить по железным мискам (которые специально для этих целей раздали зрителям первых рядов) и вообще всячески проявлять себя.

Сотрудники «Лаборатории звука» не только изучали шорохи чердаков, «хрипы» гаражей и разговоры микробов, но и оказывались готовы примерить на себя совершенно любую ситуацию. К примеру, побыть привидениями за рулем, жителями чемодана или исполнителями колыбельной для маленького водопроводного крана, которого краны-родители никак не могут уложить спать.

Котизм разнообразный

Специального сотрудника лаборатории представили общественности как «специалиста по уже несуществующим звукам». В частности, в его ведении находился звук крика птеродактиля. Крик, по ужасному стечению обстоятельств, оказался утрачен – улетучился из колбы. И зрителей попросили воспроизвести крик птеродактиля – с тем, чтобы звук поймали в ту же самую колбу, и он уже никуда бы оттуда не делся.

Клоунада, кастрюли на головах и игра на всем, что попадается под руку (на самом деле, конечно, в этих «подручных средствах» были замаскированы музыкальные инструменты) – самое то для спектакля, рассчитанного на зрителей категории «от пяти лет до бесконечности».

«Как вы думаете, какое живое существо звучит лучше прочих?» – озадачила зал Бенька. Кто-то из детей сказал, что, мол, человек. «Человек, бывает, звучит неплохо, – ответствовала Светлана, – но куда ему до идеала? А идеал – это котик». Так был установлен эталон. Который, как и многие другие эталоны, крайне непостоянен. Котики ведь звучат совершенно по-разному – в зависимости от ситуации. Могут мурчать, шипеть или плаксиво просить угощение. Все эти звуки Бенька просила воспроизвести зал. Радостно издававший кошачьи трели.

То, что действительно «музыка – все» – простая мысль, которая, как ни странно, неведома даже многим музыкантам. Хотя, пожалуй, главный «месседж» спектакля – не музыкальный. Все это озорство – о том, что нет никаких границ и рамок, кроме тех, которые мы сами себе создаем. Думаете, на свете нет привидений? Или они не могут ездить за рулем в машинах? Да легко – смотрите сами! Вы никогда не вслушивались в музейную тишину – так послушайте, вот же в ней сколько интересного! Неудивительно, что в эпоху унифицированности, стандартизации и «квадратности» всего и вся, «Серебряная свадьба» смогла произвести фурор. Сначала – как музыкальная группа. А теперь – и как театральный коллектив.

Справка «Берега»

«Серебряная свадьба» – белорусский фрик-кабаре-бэнд. Основан в 2005 году. Выпустил несколько студийных номерных альбомов. Критики характеризуют стиль музыки группы как смесь французского шансона, диксиленда, кантри, русской народной музыки и латиноамериканских ритмов. В России команда начала набирать популярность в начала 2010-х годов. В 2015 году их альбом впервые официально вышел в России – и сразу на крупном лейбле.