Газета,
которая объединяет

Иллюзия протеста

Штрихи к портрету отечественной оппозиции
Рубрика: Политика№ 104 (1964) от
Автор: Юрий Бабаян

То, что выборная кампания завершилась – это не верно. Она – вот-вот начнется. Еще какие-то пару-тройку месяцев, и представители партии власти опять начнут со всех углов говорить о стабильности и необходимости сплотиться, чтобы дать отпор врагу. Ну, а оппозиция – о требовании времени разрушить гегемонию одной-единственной политорганизации.

Однако какая у нас сегодня оппозиция? Какие методы использует в своей работе? Это, в частности, пытались на днях выяснить эксперты Воронежского клуба политологов.

Кормушка для «друга Обамы»

Как отмечает доцент ВГУ, кандидат политических наук Роман Савенков, многими экспертами сегодняшний политический режим в России оценивается как гибридный, имеющий черты как демократии, так и авторитаризма. Исходя из этого фактора, формируются и базисные признаки отечественной оппозиции, в которой преобладают организации, условно относящиеся к так называемой квазиоппозиции и к спойлерной оппозиции. Первая из них, по своей сути, не имеет принципиальных претензий к власти и готова в ряде случаев пополнить ее ряды. Вторая – вообще создана властью и занимается лишь имитацией оппозиционной деятельности.

По словам профессора ВГУ, доктора политических наук Александры Глуховой, оппозиция в России существует только по формальным признакам. Объективно же представители, например, парламентской ее части во многом потеряли свои уникальные черты, которые были ассимилированы властью.

– Посмотрите на сегодняшнюю «Единую Россию»! – предлагает Александра Викторовна. – Она говорит языком Жириновского, раздает всем сестрам по серьгам по заветам КПРФ, использует риторику Миронова!

Эксперт убеждена: в современных реалиях по парламентской оппозиции можно справлять тризну. Партии уже совершенно неотличимы как друг от друга, так и от «Единой России»: объединить их в одну политическую организацию – никто особо и не заметит. Это показали и прошедшие в сентябре выборы в воронежские областную и городскую Думы: даже в лозунгах партий, выставивших своих кандидатов, было отмечено отсутствие смысловых наполнений. Чем можно объяснить данный феномен?

– Во-первых, большое значение тут имеют режимные характеристики, – считает Александра Глухова. – Выведи тот же Зюганов людей на улицы, его сразу окрестили бы «другом Обамы» и прилепили бы ярлык врага. Во-вторых, эти партии встроены в систему, используют ренту за лояльность, не хотят терять «кормушку». Этим отчасти можно объяснить и тот факт, что не происходит омоложения их «верхушки».

Без поддержки населения

Перспективы непарламентской оппозиции тоже не вызывают у эксперта оптимизма. После того давления, которое было оказано на них в период предвыборной кампании в момент проверки подписей избирателей, перед ними встал вопрос: участвовать ли в таких кампаниях вообще? Участвовать, несомненно, нужно, ведь выборы – это всегда возможность для партии проверить свои силы, провести качественный и количественный анализ своих членов и их возможностей. Но понятно, что перспективы у таких партий – неблизкие.

– Вдобавок ко всему, значительная часть россиян не верит в непарламентскую оппозицию, – говорит Александра Викторовна. – Но надо подчеркнуть при этом, что ее представители фактически отрезаны от телевизионного эфира, из которого берет информацию основное количество избирателей.

Но, уверен эксперт, у непарламентской оппозиции есть и объективные факторы, не позволяющие ей заручиться поддержкой населения. Прежде всего это оперирование политическими лозунгами в то время, как избирателей волнуют в первую очередь социальные вопросы.

– И происходит расстыковка: люди, даже уверенные в коррумпированности власти, идут все равно к ней, потому что она делает хоть что-то, – говорит профессор.

Все эти моменты, уверена Александра Глухова, характерны как для России в целом, так и для Воронежской области в частности.

– Представительство парламентской и непарламентской оппозиции в нашем регионе довольно слабое, – поясняет она. – В том числе и в органах власти. Посмотрите сами: в областной Думе компартия потеряла сразу два места – с таким ресурсом региональное отделение не может вести самостоятельную политическую игру. Представительство скукожилось до неприличного, но главное – оно не имеет ресурса для увеличения, потому что очень слабы теоретические установки.

В ожидании раскола

Объективные сложности для развития оппозиции представляют и сегодняшние рейтинги федеральной и региональной власти. О какой поддержке населением других точек зрения может идти речь, когда рейтинг доверия президенту достигает фантастических 90%!

Впрочем, Александра Глухова напоминает: подобный рейтинг еще не гарантирует благополучия. Например, аналогичный уровень поддержки имел и румынский диктатор Николае Чаушеску в канун приснопамятного митинга в декабре 1989 г., после которого, собственно, он оказался сначала смещен с поста, а впоследствии – осужден и расстрелян.

Впрочем, по словам исполнительного директора ИОМ «Квалитас» Александра Романовича, статданные демонстрируют и сдержанный оптимизм. В частности, исследования, проведенные компанией, показывают: 68% воронежцев уверены, что оппозиция всегда нужна власти для собственного развития. Соответственно, говорить о предпосылках для возникновения диктатуры сегодня не приходится.

В ходе заседания члены Воронежского клуба политологов задавались вопросом: на какой базе может хотя бы теоретически сформироваться реальная оппозиция действующей власти? Была высказана мысль: оппозиция может состояться только при расколе в элитах. А для этого раскола имеются определенные предпосылки: события последнего времени привели к изменению экономических процессов, что пришлось по душе отнюдь не всем представителям элит. Соответственно, если откуда и можно ожидать появления свежих мнений и взглядов, отличных от общепринятых, то только оттуда. Но когда наступит этот момент – никто спрогнозировать не рискнул.

И еще один интересный аспект, наглядно характеризующий активность и целе­устремленность сегодняшней оппозиции – в данном случае воронежской. На заседание клуба, являющегося дискуссионной площадкой, открытой для любых политических сил, явился представитель только одной политической силы, относящей себя к оппозиции – партии «Яблоко». Представители же парламентской оппозиции, накануне выборов посылавшие на заседания клуба делегации, сопоставимые по численности едва ли не с целым региональным отделением, в этот раз не проявили никакого интереса к мероприятию.

С одной стороны, понятно: от выборов хочется отдохнуть, а обсуждать себя любимых не всегда приятно – не дай бог еще и на сложные вопросы придется отвечать! С другой – партии осознанно проигнорировали возможность засветиться в СМИ, обозначить старт собственной госдумской кампании. «Берег» бы, например, однозначно дал им возможность высказаться на своих полосах. Но, видимо, кому-то проще говорить о закрытом доступе к СМИ, нежели пользоваться тем реальным доступом, который имеется и предлагается…