Газета,
которая объединяет

Ой, Вань, гляди – какие…

Что и чьими трудами выросло на воронежской культурной почве в 2015-м
Рубрика: от
Автор:

Выбирая наиболее значимые «культурные» события уходящего года, заведомо ограничивать их количество – дело неблагодарное: много чего, хорошего и разного, родила культурная нива 2015-го.  Художественные, краеведческие, книжные и фотовыставки, театральные премьеры и новации (такие, как появление «Малышкиной сцены» в театре кукол имени Вольховского, удостоенное Государственной премии), выступления именитых маэстро, проекты, связанные с проведением Года литературы и присвоением Воронежу статуса культурной столицы СНГ, открытие мемориального дома-музея Ивана Никитина после завершения ремонтно-реставрационных работ…

Ушел и пришла

Простое перечисление даже крупных «профильных» событий и фактов займет полгазеты. Поэтому остановимся лишь на нескольких из них – самых-самых, понимая, что на вкус и цвет… Мысль, надеюсь, понятна.

Прежде всего, следует отметить перемены организационного толка. Во-первых – отбытие из Воронежа в Москву Эдуарда Боякова, последовавшее за его достаточно неожиданным уходом с поста ректора Воронежской государственной академии искусств. Оговорюсь сразу, что в личном моем рейтинге знаковых событий такого пункта нет (кто-то приезжает, кто-то уезжает – а Воронеж со своей культурой, многовековой и текущей, был, есть и, надеюсь, будет. Вне зависимости от подобных перемещений.). Но поскольку общественность города с удивительным рвением отслеживала каждый шаг этого неординарного человека (причем не только в искусстве – некоторые СМИ нам регулярно докладывали, куда и зачем он отправился и т.п.), приходится останавливаться на перипетиях его судьбы.

Официальная версия добровольной отставки Боякова – реформация академии проходила не с той скоростью, на которую он рассчитывал. При том, что административная работа вместо творческой основателя «Золотой маски» вовсе не прельщала. Самые существенные последствия его деятельности – передача Мариинской гимназии в ведение академии, привлечение к преподаванию в вузе легендарного Михаила Шемякина (тут все, видимо, ограничится одним-единственным выпуском) и получение документации на лицензирование новых специальностей, в силу чего ВГАИ сможет официально открыть новые факультеты. При наличии, правда, финансов. «У министерства теперь нужно просить деньги одновременно и на реконструкцию академии, и на открытие новых факультетов, – подчеркнул Бояков на прощальной встрече с преподавателями и студентами ВГАИ. – Лично у меня на это не хватило то ли сил, то ли лоббистских способностей».

Второй важный организационный момент – областная культура обрела очередного «министра». В июне портал облправительства сообщил о том, что «губернатор Алексей Гордеев подписал указ о назначении Сухачевой Эмилии Александровны на государственную должность руководителя департамента культуры Воронежской области». Это произошло после того как конкурс, объявленный на замещение вакантной с января 2015 года должности, завершился с нулевым результатом: комиссия, рассматривавшая предложенные кандидатуры, ни на одной из них не остановилась. И тогда Сухачева, работавшая на тот момент заместителем руководителя, получила портфель начальника.

Вокруг памятников

Что касается чистого, скажем так, искусства (и «чистой», соответственно, культуры) – здесь с большим отрывом от иных событий-мероприятий лидирует Платоновский фестиваль, внутри которого впору выделять свои акценты. Этим летом он прошел уже в пятый раз – при повышенном внимании публики. Оно и неудивительно: самые мощные, резонансные спектакли и выставки прошли в рамках Платоновфеста. Но главным его обретением, на мой взгляд, стало обустройство особой территории – арт-центра «Коммуна», который в фестивальные дни был местом проведения трех интереснейших выставок, многих творческих встреч и презентаций, бесплатных показов немого кино платоновского времени.

Центр, отдекорированный в модном стиле лофт, разместили по адресу: проспект Революции, 39б – это старая типография «Коммуны». Практически самостийный памятник советской полиграфии. Его огромное пространство – настолько же обшарпанное (якобы), насколько и эффектное – притягивало воронежцев, особенно молодых, как магнитом. А видеопроекционное шоу собрало громадную толпу даже в ночное время… Жаль, что старая-новая «Коммуна» оказалась одноразовой: дальнейшей участью реанимированного было здания худрук Платоновфеста Михаил Бычков посоветовал журналистам поинтересоваться у чиновников.

Бычков же представил в 2015-м воронежцам еще один «долгоиграющий», по задумке, проект – детский фестиваль «МАРШАК». Театральный – в отличие от Платоновского, который – фестиваль искусств. Интересно, что многие мероприятия фестиваля проходили неподалеку от памятника Самуилу Маршаку; таковой, работы скульптора Максима Дикунова, установили около дома писателя.

И звезда с звездою…

«МАРШАК» – в плане подбора спектаклей – получился просто потрясающим. Лично я до сих пор под впечатлением от постановки «Когда я снова стану маленьким» Санкт-Петербургского Большого драматического театр им. Товстоногова, срежиссированной Евгением Ибрагимовым и сыгранной Тарасом Бибичем. Отличная находка – Дежурный по фестивалю, в роли которого выступил заслуженный артист России Камиль Тукаев.

Другие фестивальные премьеры уходящего года – поэтический «Мандельштамфест» и рассчитанный на год театральный абонемент «Пунктир», реализующийся на сцене Камерного – выглядят поскромнее. Хотя будущее обещают продуктивное: резервы и там, и там – немереные. Во всяком случае, творческие встречи со знаменитостями востребованы всегда (в этом году на «Мандельштамфест» приезжали актриса Светлана Крючкова, поэт Сергей Гандлевский и другие крупные деятели).

Что касается премьер воронежских театров – тут более прочих запомнилась работа Никиты Рака в драме: пушкинская «Метель» по пьесе Василия Сигарева. Выделять выставки – уж вовсе бессмысленно: их, достойных упоминания (начиная с «Павел Филонов. Рабочий Изо», развернутой в рамках Платоновфеста), прошли десятки. Последняя – «Читая Бунина» – открылась на днях в выставочной зале на Кирова и будет работать в наступающем; подробнее поговорим о ней позже. А из музыкальных событий аншлаги собирали, как всегда, фестивали «Джазовая провинция» и «Усадьба Jazz», обжившая парк около замка Ольденбургских в Рамони; там в этом году отжигал легендарный «Мегаполис» во главе с Олегом Нестеровым – вот это, батеньки, художник…