Газета,
которая объединяет

Все оттенки Лихачева

Воронежцам показывают живопись народного художника
Рубрика: Культура№ 5 (1984) от
Автор: Анна Жидких

По 14 февраля проработает в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского выставка живописи Михаила Лихачева. И случай здесь тот, что именно этой, чисто «технической» информацией хочется упредить разговор о художественных достоинствах данного показа; Лихачева надо видеть собственными глазами. Хотя бы для того, чтобы понять, что такое живопись. И ее колоссальные возможности.

Ностальгия по настоящему

Мир искусства, как известно, противоречив. И обитатели его, что тоже не секрет, крайне скупы на похвалы друг друга; даже серьезному мастеру не так просто «разжиться» добрым словом коллег по творческому цеху. Но есть в каждом из таковых величины безусловные, в звездности которых не сомневается никто: Михаил Иванович Лихачев – из их благословенного, конечного числа.

В оценке наследия этого живописца оказались единодушны абсолютно все, пришедшие на открытие его персональной выставки, разместившейся на третьем этаже постоянной экспозиции музея. И сенсацией тут не пахнет: член Союза художников СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, Михаил Лихачев – единственный воронежский живописец, удостоенный высокого звания Народный художник РСФСР.

Приурочена выставка к 95-летию со дня рождения мастера, названа – «Явь и утопии Михаила Лихачева». Михаила Ивановича не стало в 1997 году, так что все, им написанное, сегодня для большинства из нас именно утопией и выглядит: сложно представить, что молодежи третьего тысячелетия покажется «родным» энтузиазм оптимистичных «Свекловичниц», датированных 1959 годом. Или растрогают искрометные зимние игрища под гармошку «Выходного дня» 1957-го…

Работы, подобные упомянутым, принято называть «документами эпохи». Все верно: сейчас ни лиц таких, как на лихачевских картинах, не встретить, ни сюжетов, им сочиненных: современные авторы вдохновляются иной реальностью. Так что ностальгический момент при просмотре работ Михаила Ивановича, безусловно, присутствует, и это – бесспорное достоинство его «чистых» произведений. Бесспорное, но отнюдь не единственное…

Шлифовал и совершенствовал

Лихачев умел живописать главное – характеры. Не только в портретах их «выносил наружу», но и в пейзажах; природа-мать – она ведь тоже «дама» с норовом. Ее характер – то, что кроется за внешней оболочкой, поверхностью; вот эта глубина, настроение у Лихачева всегда отчетливо читаются. И, значит, выдают авторское отношение к запечатленному на холсте-листе. Которое – продолжим цепочку – и формирует диалог художника со зрителем, к коему так стремится всякий уважающий себя (и нас) автор.

Об этом, собственно, говорили выступавшие на открытии: Михаил Лихачев, работавший в жанре социалистического реализма, не соцзаказы выполнял, а самовыражался. И его любование теми же людьми труда – самое что ни на есть искреннее. Эта искренняя убежденность вкупе с пристальным взглядом на вещи и явилась тем алмазом, который автор, виртуозно владеющий профессией, сумел безукоризненно огранить. И отношение к делу – крайне щепетильное – сыграло тут далеко не последнюю роль.

– Михаил Иванович очень критично относился к своим работам, – вспоминал руководитель регионального отделения Союза художников России Алексей Смирнов. – Никогда не был до конца удовлетворен результатом, всегда ему что-то не нравилось. Мог писать одну картину годами, мельчайшие подробности шлифовал, дорабатывал, совершенствовал.

Несклонный к конформизму

На открытии также презентовали замечательное, во всех смыслах, издание – книгу-альбом, дублирующую название выставки и посвященную жизни и творчеству Михаила Лихачева. Она увидела свет, благодаря доброй воле и средствам воронежского мецената Александра Бубнова. В книге – 120 репродукций работ Лихачева, и это тем ценнее, что юбилейная его выставка невелика – всего 19 произведений.

Но не только визуальным рядом сильны «Явь и утопии…» в бумажном варианте: книга предлагает преинтереснейшие заметки о юбиляре и его вкладе в изобразительное искусство. Авторство их принадлежит директору музея, искусствоведу Владимиру Добромирову, который владеет пером так же ловко, как раскрываемой темой. Одно удовольствие читать. И укрепляться в понимании великой личности, не сумевшей адаптироваться к реалиям «новой» России.

«Только его вдова, Зинаида Федоровна, знала, что ее муж скончался не от болезни, «ни от сердца, ни от астмы, а от морали, вернее, ее отсутствия», как она говорила, – пишет Владимир Дмитриевич, рассказывая о завершении земного пути художника. – Невыносимой оказалась жизнь, растерявшая свои идеалы. Нельзя сказать, что Лихачев был противником перемен. Неприемлемой для людей он считал их жестокую и нечистоплотную форму. Поэтому «перестраиваться», приспосабливаться к «новому мышлению» отказался». А чуть ниже четко сформулирована разгадка явления, которое носит имя «Михаил Иванович Лихачев».

«Судьба была столь благосклонна к нему, что наделила его способностью понимать прекрасное и отличать в своем искусстве искренний пафос жизни от неправды. Понятие «элитной» живописи, предпосылавшейся знатоку и ценителю, во времена Лихачева было не в чести. Поэтому догму о том, что искусство должно принадлежать народу, он воспринимал буквально, апеллируя к сознанию самого широкого, массового зрителя... И своим уходом еще раз подтвердил свою несклонность к конформизму».

Справка «Берега»

Михаил Иванович Лихачев родился в селе Бабяково под Воронежем. Учился в изостудии «Пищевик» у Александра Бучкури, работал декоратором в Воронежском драматическом театре и художником передвижного театра. В 1939 году, уже сдав экзамены в Воронежское художественное училище, Лихачев был призван в Красную армию. С первых дней войны участвовал в боях, прошел вражеский плен. После войны продолжил образование у Б. Иогансона. С 1946 года – член Союза художников СССР, с 1948 года – постоянный участник практически всех крупнейших республиканских и всероссийских художественных выставок, проходивших в Москве.

Картины Лихачева находятся в Государственной Третьяковской галерее, Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского и в частных коллекциях. Среди самых известных – «Наши пришли» (1948), «Тост за героиню труда» (1949), «Свекловичницы» (1959), «Тревожные 20-е годы» (1967), «Ленин в Разливе» (1960), «Портрет актера А.П.Чернова» (1947), «Портрет артистки Р.А. Мануковской» (1962), «Портрет писателя И.В. Сидельникова» (1979).